Тяговой характеристикой локомотива называют графическую зависимость касательной силы тяги от установившейся скорости движения при различных режимах работы тяговых машин ( двигателей и генераторов ) в пределах ограничений по надежности, устойчивости и безопасности движения. Тяговая характеристика с возможными ограничениями силы тяги выглядит следующим образом ( на примере электровоза переменного тока ).
Обобщенный вид тяговой характеристики
I область : Для всех локомотивов сила тяги не должна превышать предельного значения, установленного по прочности автосцепок. « Для предупреждения разрыва поездов наибольшая суммарная сила тяги локомотивов, находящихся в голове поезда, при трогании поезда с места определяется исходя из максимально допустимого продольного усилия на автосцепке, равного 950 кН, а наибольшая суммарная сила тяги при разгоне и движении по труднейшему подъему, определяется исходя из максимально допустимого продольного усилия на автосцепке, равного 1300 кН » [ ПТР ]
II область : Практически для всех видов подвижного состава сила тяги ограничивается условиями сцепления колес с рельсами. На тяговой характеристике данное ограничение соответствует расчетному коэффициенту сцепления Ψ к ( в ПТР - « ограничение по сцеплению ).
III область : Для ЭПС с коллекторными ТЭД сила тяги ограничивается условиями нормальной коммутации на коллекторе электродвигателя ( см. I область ). На тяговой характеристике данное ограничение соответствует средне допустимому пусковому току электродвигателя I дтп ( в ПТР - по току, ограничение по току, ограничение по коммутации или ограничение по I я ).
IV область. Для всех видов подвижного состава сила тяги ограничивается конструкционной скоростью локомотивов V констр. На локомотивах с плавным регулированием напряжения ограничения силы тяги носят аналогичный характер. В отличие от локомотивов со ступенчатым переключением, напряжение на ТЭД подается плавно, вследствие чего отсутствуют скачки тока и тяги. В тоже время подаваемый ток ( величина F к.max ) ограничивается условиями стабильной работы тяговых машин и сцепления колес с рельсами.
Тяговые двигатели должны иметь характеристики, обеспечивающие высокие тяговые и энергетические свойства ( особенно КПД ) подвижного состава. Как правило, определяются следующие характеристики ТЭД : КПД Электромеханические ( типовые ) зависимости от тока якоря частоты вращения вращающего момента КПД
Электротяговые характеристики F кд =f(I д ) и V=f(I д ) отражают изменение механических параметров на ободе колеса. Поэтому они также называются электромеханическими характеристиками ТЭД, отнесенными к ободу колеса локомотива. Зависимость силы тяги F кд на ободе колеса, развиваемой двигателем, от тока якоря I д можно рассчитать по известной моментной характеристике M д =f(I д ) и параметрам колесно - моторного блока. При этом взаимная связь величин F кд и Мд определяется соотношением F D = (2 M D ЗП ) / D K,
где F D – сила тяги КМБ ; V – скорость движения тепловоза. D к - диаметр колеса локомотива по кругу катания, м ; μ - передаточное число зубчатой передачи колесно - моторного блока ; ηз - к. п. д. зубчатой передачи Учитывая наличие трех кривых, рассчитывают значения FDi и VDi для полного поля ( ПП ) и ослабленных полей ( ОП 1 и ОП 2).
Учитывая наличие трех кривых, рассчитывают значения F Di и V Di для полного поля ( ПП ) и ослабленных полей ( ОП 1 и ОП 2). Для грузовых и маневровых тепловозов ослабление полей берется в пределах : 1 = 1, 2 = 0,6, 3 = 0,38; для пассажирских тепловозов : 1 = 1, 2 = 0,6, 3 = 0,25.
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ.