Технология развития критического мышления
Словарь Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С. И. Ожегов Педагогическая терминология Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» Авторы технологии
Параметры критического мышления: Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются: - активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе; - развитие навыков общения; - идея ценности личности; - подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека; - соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни
Технология критического мышления предполагает: Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний Облегчение социализации учащихся
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление)
Любое творчество начинается с постановки проблемы. П. В. Симонов Стадия вызова Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме, к получению новой информации; Активизация интеллектуальной деятельности Постановка учеником собственных целей обучения
Для того, чтобы изобретать, надо быть в двух лицах. Один образует сочетание, другой выбирает то, что соответствует его желаниям. Поль Валери Стадия осмысления Учитель Ученик Поддержание интереса к учебной деятельности и интеллектуальной активности Передача знаний, умений, навыков Осмысленное понимание и усвоение нового материала Достигается необходимое восприятие учебного знания Происходит осознание своей деятельности Получение новой информации Корректировка учеником поставленных целей обучения
Человек с развитым интеллектом – это человек сомневающийся, деликатный в высказывании и утверждении своей позиции, ответственный за принятое решение Е. С. Корольков Стадия рефлексии Максимально полная осознанность изученной информации Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций Постановка учеником новых целей обучения
Функции трех стадий технологии развития критического мышления Стадия Функции Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Приемы РКМЧП: Дерево предсказаний Таблицы Чтение с остановками Дневники и бортовые журналы «Лови ошибку» Зигзаг «Мудрые совы» Игра «Как вы думаете» Создание «личностного» текста Художественные формы письменной рефлексии Решение творческих задач Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ "Пирамидная история" Вводный вопрос Толстые и тонкие вопросы Корзина идей Пересказ наперебой РАФТ Чтение со степом Уголки Образ текста Свободное письмо Авторское кресло «Ключевые слова» «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Каждый педагогический прием – это нить, которая, переплетаясь, складывается в нечто целое, в систему. Анатолий Гин Кластер: Приемы РКМЧП:
Инсерт: «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю не согласен «?» - хочу узнать подробнее
Приемы РКМЧП: Таблица «З-Х-У»: Таблица «Н-С-О»: Знаю Хочу узнать Узнал Наблюдаю Спрашива ю Отвечаю
Приемы РКМЧП: Двойной дневник: Что привлекло мое внимание в тексте? Мои комментарии
Приемы РКМЧП: Синквейн: 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Технология критического мышления предполагает: Изменение роли учителя Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов. Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности. Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения. Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск. Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.
Образовательные результаты: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.