Педагогическая мастерская «Анализ дидактического аппарата учебников: новый взгляд с позиции ФГОС ООО» Цель: показать роль пактикоориентированных заданий по географии, биологии и экологии, направленных на формирование и развитие УУД у обучающихся 6-9 классов в свете требований ФГОС ООО Работа групп: Задание 1. Изучить содержание параграфа учебника и найти задания в тексте или после параграфа, направленные на формирование, развитие или диагностику метапредметных результатов. Задание 2. На примере одного параграфа учебника составьте задания на формирование УУД. Задание 3. Из репродуктивных заданий, предложенных в учебнике, сделайте продуктивные.
Задания, направленные на формирование, развитие или диагностику метапредметных результатов Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Под мета предметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Примеры заданий (тема «Что называется растительным сообществом», § 50) 1. Почему луга, леса, болота в отличие от полей, огородов, садов могут длительное время существовать, не требуя специального ухода? (найти ответ в тексте учебника – умение результативно мыслить и работать с информацией). 2…
Задания на формирование и развитие УУД Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Примеры заданий (тема «Что называется растительным сообществом», § 50) 1. Сравните сосны, выросшие в лесу и на опушке (р.103 с. 168), объясните эти различия. (познавательные УУД) 2. … 3. …
Продуктивные задания Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации Традиционное задание Продуктивное задание Назовите причину длительного самостоятельного существования естественных природных сообществ?
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций Традиционное задание Продуктивное задание Назовите отличия между естественными и искусственными растительными сообществами
Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому Традиционное задание Продуктивное задание Назовите важнейшие признаки растительных сообществ