Исполнитель: Копычева Яна Ивановна студент 5 курса заочного отделения Научный руководитель: Плотникова Светлана Владимировна кандидат филологических наук доцент Организация деятельности педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс упражнений, направленного на подготовку дошкольников к овладению письмом.
Объект исследования: процесс подготовки дошкольников к овладению письмом. Предмет исследования: методические приемы, обеспечивающие подготовку детей дошкольного возраста к овладению письмом.
Гипотеза: подготовка дошкольников к овладению письмом будет эффективной, если в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения использовать методические приемы, которые направлены на развитие у детей мелкой моторики, на формирование координации движений, на развитие умения звукового анализа слов, и включать эти приемы в разнообразные виды деятельности детей.
Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме подготовки дошкольников к овладению письмом; 2. Проанализировать методические рекомендации для педагогов ДОУ по подготовке дошкольников к овладению письмом; 3. Провести диагностику уровня подготовки старших дошкольников к овладению письмом; 4. Разработать комплекс упражнений, направленный на подготовку дошкольников к овладению письмом, и проверить его эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, диагностика, опытно-поисковая работа.
психологическое содержание процесса письма (М.М. Безруких, В.А. Илюхина, С.О. Филиппова), содержание работы по подготовке дошкольников к овладению письмом (Т.И. Бабаева, А.И. Воскресенская, Т.И. Гризик, Ж.В. Чуйкова), методические приемы формирования готовности детей к овладению письмом в разных видах деятельности (Т.А. Ткаченко, М.М. Безруких, А.И. Максаков, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, О.В. Бачина, Е.Н. Потапова, Т.И. Бабаева).
Этапы опытно-поисковой работы: диагностика готовности детей к овладению письмом; комплекс упражнений, направленный на подготовку дошкольников к овладению письмом; оценка эффективности методических разработок.
Критерии оценки уровня готовности старших дошкольников к овладению письмом: точность движений; координация движений руки и глаза; готовность руки к овладению графикой письма; умение выполнять звуковой анализ слова.
Оценка воспитанников по представленным критериям на начало года.
Задачи комплекса упражнений, направленного на подготовку дошкольников к овладению письмом. 1. формировать внимание и контроль за собственными действиями; 2. создавать условия для развития координации, точности движений; 3. создавать условия для развития звукового анализа слова; 4. создавать условия для подготовки руки к овладению графикой письма.
Группы упражнений: направленные на развитие мелкой моторики («Замок», «Печенье», «Коврик для куклы», «Самолёты за облаками», «Зимой»); направленные на формирование координации движений («Кенгуру», «Вниз по реке», «Мяч в круге», «Тир», «Узнай кто я?»); направленные на развитие умения звукового анализа слов ( «Что такое звук, слово, предложение?», «Найди звук», «Картина – корзина», «Едем, летим, плывем»); комплексные упражнения («Разноцветные мячики», «Составь слово», «Перейди болото», «Доскажи словечко», «Гонка мячей», и др.).
Оценка воспитанников по представленным критериям на конец года.
На начало года.На конец года.