Онищик Вероника Михайловна, заместитель директора по УВР МАОУ ДОД «Дом детского творчества» Кемеровского муниципального района Тел ; эл. адрес:
Требования к организации педагогического мониторинга -Н-Наличие программы мониторинговых исследований. -Н-Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени. -П-Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования. -И-Итоги оформляются в виде таблиц, диаграмм, письменного анализа с рекомендациями. -П-При проведении необходимо соблюдать системность и продолжительность во времени; сравнимость, объективность комфортность.
Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информирование, обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Образовательные результаты: - личностные, мотивационные; - метапредметные, инструментальные; - предметные, когнитивные Личностные результаты: - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация; - самоопределение и самопознание. Метапредметные (коммуникативные, познавательные и др.)
Мониторинг результатов работы по дополнительным общеобразовательным программам Цель мониторинга – регулярное отслеживание динамики изменений освоения программы обучающимися и получения предметного результата (знания, умения и навыки по конкретному виду деятельности) и личностного результата (развитие определенных свойств личности, позволяющих ему успешно адаптироваться в социуме и решать образовательные и жизненные задачи).
Этапы мониторинга: 1 этап – организационный – предполагает решение задач: - разработка инструментария, с помощью которого можно осуществлять мониторинг (таблицы, диагностические материалы); - разработка критериев и показателей освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Таблица 1 п/п Список детей (ФИ) Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе * ** *** **** ***** 1Иванова Татьяна МинСред 2Петров Евгений Макс Сред 3
Знаки *, **, *** показывают наиболее важные или базовые, повторяющиеся из темы в тему знания, умения и навыки, освоение которых планируется по дополнительной общеобразовательной программе. Колонки получают наименование в зависимости от этих знаний и умений.
2 этап – диагностический – включает в себя установление результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе в ТО. Ориентируясь на ЗУНы после каждого года обучения, обозначенные в пояснительной записке программы.
Ведомость диагностики результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе в творческом объединении по теме _________________________________________________________________ дополнительной общеобразовательной программы ___________________________ творческого объединения _____________ группы _____(1 год обучения, 2-ой и т.д.) Педагог дополнительного образования ____________________________________ Дата проведения _________________________________________________________ п/п Список детей (ФИ)Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе *************** 1Иванова Татьяна Мин (н) Ср (ч)Ср (ч) 2Петров Евгений Мак с (п) Мак (п) Ср (ч) 3
Индивидуальная ведомость диагностики результатов обучения _______________________(ФИ ребенка) по дополнительной общеобразовательной программе ________________________________________________________ творческого объединения ________________________________ группы _____(1 год обучения, 2-ой и т.д.) по теме программы ______________________________________ Педагог дополнительного образования ____________________________________ Дата проведения ______________ п/ п Список детей (ФИ) Оценка освоения наиболее важных ЗУНов по программе 1ЗУНы 2Иванова Анна мин.ср.макс.
Минимальный уровень – дети усваивают материал после длительной тренировки, выполняют лишь простейшие задания на основе образца, затрудняются выделить существенное, нуждаются в постоянной помощи и контроле педагога. Средний уровень – дети, овладев знаниями и способами действия, переносят их в новые ситуации, выделяют основное и существенное, а после упражнений, хорошо ориентируются в способах выполнения заданий. Максимальный уровень – ребенок освоил практически весь объем знаний и овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, легко переносит знания и новые ситуации, выполняет задания творчески, не затрудняется в способах добывания новых знаний.
Методика изучения уровня освоения детьми знаний и умений по образовательной программе Самостоятельно или вместе с методистом педагогами разрабатываются тесты, карточки, анкеты и другие виды заданий, позволяющих соотнести знания и умения обучающихся с определенным уровнем. Для максимального уровня (п) педагогом составляются задания по типу: Выполни плетение …………… способом; Предложи способы изготовления модели судна, авиамодели; Что получится, если изменить ………………………………… Или задания по типу: исследуй ……….., создай ………….., сконструируй ……….., придумай ………………
Для среднего уровня (ч) педагогом составляются задания по типу: Установи сходство и различие ……………. Установи причину …………………………. Охарактеризуй …………………………….. Сделай вывод ……………………………… Объясни взаимосвязь ………………… Для минимального уровня (н) педагогом составляются задания по типу: Что вы узнали о …………………………… Расскажи своими словами ………………... Опиши ………………………………………
Индивидуальная карта учета результатов обучения (1 вариант) по дополнительной общеобразовательной программе ______________________________________ творческого объединения _____________ группы _____(1 год обучения, 2-ой и т.д.) Педагог дополнительного образования ____________________________________ ФИ ребенка ___________________________________ п/п Показатели 1 г. о.2 г. о.3 г. о. январьмайсентябрьянварьмайсентябрьянварьмай 1. Теоретическа я подготовка ребенка чччппппп 2. Практическая подготовка 3. Предметные достижения (победы в конкурсах) 4. Общеучебные умения и навыки детей
3 этап мониторинга – аналитический Сущностью этапа является системный анализ результатов мониторинга, что позволит устранить причины обнаруженных недостатков и обновить деятельность как п.д.о., так и методической службы учреждения.
Итоговая таблица контрольного исследования и диагностики результатов обучения творческого объединения ____________________________ по дополнительной общеобразовательной программе __________________________________________________ Педагог дополнительного образования ___________________________ Группы Количество детей% усвоения доп. общеобр. программы Участвующи х в тестировании Выполнивш их все задания Выполнивш их более 50 % всех заданий Выполнивш их менее 50 % заданий 1 г. о. 2 г. о. 3 г. о. 4 г. о. Всего
Оценка результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе в ОУ ДОД n/n Образовательн ая программа Наимено вание ТО, ФИО педагога Уровни сформированности знаний и умений детей в группах по годам обучения (в %) Средний уровень знаний и умений детей в объединении (в %) 1 г. о.2 г. о.3 г. о.
4 этап – корректировочный – заключается в разработке мер и стратегии, способствующей преодолению обнаруженных недостатков и, в целом, обновлению образовательной системы в ОУ ДОД
Мониторинг результативности дополнительной общеобразовательной программы (2 вариант) Год обучения Уровни (кол-во детей, %) Низкий СреднийВысокий 1 год Теоретическая подготовка 2 (13) Практические навыки Развитие личностных качеств 2 год Теоретическая подготовка Практические навыки Развитие личностных качеств 20
Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы 21
Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы 22
Список литературы 1. Беспалько, В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием [Текст] /В.М. Беспалько. – М., Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, Вовна, В.И. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием [Текст] /В.И. Вовна, В.В. Короченцев и др. // Инновации в образовании, 2005, Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов [Текст] / В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг, 2000, 5.
Список литературы 5. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг развития учебных групп в вузе [Текст] / В.Г. Горб // Стандарты и мониторинг, 2000, Гутник, И.Ю. Организация педагогической диагнос-тики в профильном обучении [Текст] /И.Ю. Гутник. – СПб., Кайнова, Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения [Текст] /Э.Б. Кайнова. – М., Лизинский, В.М. Критерии оценки и стимулирова-ние педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом [Текст] / В.М. // Завуч, 2005, 5.
Список литературы 9. Литвиненко, Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением [Текст] / // Педагогика, 2004, Лобашев, В.Д.Педагогическая квалиметрия результатов обучения [Текст] / В.Д. Лобашев, И.В. Лобашев // Стандарты и мониторинг, 2005, Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] /А.Н. Майоров. – СПб., 1998.
Список литературы 12. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] /А.Н. Майоров. – М., Мокшеев, В.А. Организация системы мониторинга в образовании [Текст] /В.А. Мокшеев // Школьные технологии, 2005, Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] /В.П. Панасюк. – СПб., 2003.
Список литературы 15. Петрухин В. В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении /В.В. Петрухин // Интернет-журнал "Эйдос" января. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос",
Список литературы 16. Поташник, М.М. Управление качеством образования в школе [Текст] /М.М. Поташник. – М., Русских, Г.А. Технология мониторинга уровня обученности [Текст] /Г.А. Русских // Дополнительное образование, 2005, Севрук, А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования [Текст] /А.И. Севрук // Школь-ные технологии, 2004, 6.
Список литературы 19. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе [Текст] /А.И. Севрук, Е.А. Юнина. – М., Субетто, А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы [Текст] /А.И. Субетто. – М., Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам [Текст] /П.И. Третьяков. – М., Трубина, И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы [Текст] /И.И. Трубина // Информатика и образование, 2005, 5.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!