Библиотека КОМК «Белые голубки» России Библиотека КОМК
«Белый платочек и крест на груди… Встретишь тебя, дорогая сестрица, Легче на сердце, светлей впереди. Молодость, силы и душу живую, Светлый источник любви и добра, - Все отдала ты в годину лихую, - Неутомимая наша сестра! Тихая, нежная… Скорбные тени В кротких очах глубоко залегли… Хочется встать пред тобой на колени И поклониться тебе до земли.» Н. Николаев. Библиотека КОМК
I. Многие российские женщины на той, «забытой» войне становились сестрами милосердия. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. На следующий день в Петербурге толпы демонстрантов, люди разных чинов, званий и состояний, двинулись к Зимнему дворцу, чтобы получить монаршее благословение на священную войну. Многие женщины стремились на фронт, чтобы воевать с врагом вместе с отцами и братьями. Многие на той войне становились сестрами милосердия. Но и эти добровольцы – забытое ныне слово – старались попасть ближе к передовой, где их помощь воинам была особенно необходима. Женщины на войну не призывались, но их желание помочь раненым вносило огромный вклад в ход всех войн. Библиотека КОМК
«Белые голубки» России - сестры милосердия в Первой Мировой Войне История возникновения движения сестер милосердия в России. На протяжении всей истории Сестры милосердия помогали раненым, но мало кто знает, откуда берут начало эти бесстрашные «белые голубки». Впервые служба сестёр милосердия была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл. Среди первых сестер, отправившихся на фронт, были и сестры милосердия московской Никольской обители. В годы Крымской войны ( ) великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Пирогов Николай Иванович, знаменитый врач, писал о первых сестрах Крымской войны: "Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью». Впервые, осенью 1854 года, дамы среди грязи и смрада войны, среди гибнущих тысячами солдат и офицеров, гибнущих нередко от слабости тогдашней медицинской науки и, что самое страшное, от неумения организовать в принципе врачебную помощь и необходимый уход за ранеными, контуженными и больными. В этой мясорубке крестовоздвиженские сестры, не гнушавшиеся самой тяжелой и опасной работы, оказались бесценными помощницами. Во многих лазаретах и перевязочных пунктах можно было видеть сестер разного возраста в коричневых платьях с белыми передниками, отмеченных золотым крестом на голубой шейной ленте. «Строгая дисциплина, строгое исполнение обязанностей, заботливое отношение к больному - таковы единственные требования, предъявляемые к сестре милосердия». Начавшаяся война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Почти в каждом губернском и уездном городе спешно развертывались госпитали и лазареты; печать призывала богатых людей предоставить под лазареты, госпитали, санатории для выздоравливающих раненых дачи, усадьбы. Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия. В Петрограде, как после начала войны стал называться Санкт-Петербург, первые частные госпитали разместились в доме князя Феликса Юсупова на Литейном проспекте и в доме на Каменноостровском проспекте, который арендовала под госпиталь знаменитая балерина Матильда Кшесинская. Вскоре в московских лазаретах и госпиталях стала ощущаться нехватка перевязочного материала. Женщины всех сословий, от простых горожанок до аристократок, с небывалым энтузиазмом занялись изготовлением бинтов. Одна лишь мастерская у Ильинских ворот производила в день до 10 тыс. перевязочных пакетов столько же, сколько производила хорошо оснащенная германская фабрика. Библиотека КОМК Библиотека КОМК
Женщины царской семьи – сестры милосердия От светской, приторной патоки, Оставив уютный салон, Княжна, сестрой милосердия Явилась средь серых погон. Пример истинного, а не показного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной ухаживала за ранеными. Стоя за хирургом, производившим операцию, государыня, как каждая операционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны. «Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть около. Императрицу боготворили, ожидали ее прихода, стараясь дотронуться до ее сестринского платья; умирающие просили ее посидеть возле кровати, поддержать им руку или голову, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами». Кое-кто в высших аристократических кругах считал, что работа по уходу за ранеными унижает достоинство августейшей семьи, на что государыня отвечала: «Мои девочки должны знать жизнь, и мы через всё это идем вместе». Библиотека КОМК
«За Веру, Царя и Отечество каждый раз умирала она». Непостижимо великую тяжесть Поднимала она день-деньской - Долю сестры милосердия - Провожать их на вечный покой. Они умирали без ропота … И с ними, выпив чашу до дна, За Веру, Царя и Отечество Каждый раз умирала она. Судьба не всегда благоволила тем, кто, почти не задумываясь, бросал ей вызов. Многие сестры милосердия погибали на поле боя, в перевязочных палатках и госпиталях, выполняя свой долг. Международная Женевская конвенция (1864 ), гласила, что весь санитарный персонал и все перевязочные и прочие средства должны считаться нейтральными. Однако правила цивилизованного ведения войны (если такие вообще возможны) приживались медленно. А потому сестры милосердия не могли рассчитывать на послабления во фронтовой обстановке. Библиотека КОМК