Теремов Александр Валентинович, д - р пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО « Московский педагогический государственный университет » ( МПГУ )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии АНО «Частная школа «Премьер», Предметная интеграция как ресурс формирования.
Advertisements

Интеграция как фактор формирования целостного мировоззрения учащихся Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 32 г. Хабаровска Неделько Н.А.
Интегративные умения педагога как способ формирования целостного представления об окружающем мире.
«Интеграция содержания общего образования как способ достижения обучающимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы» Научно-образовательная.
Интеграция учебных дисциплин Виды межпредметных связей Уровни интеграции Разработчик: Кузнецова Н.А.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 22 Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Российский государственный социальный университет Кафедра.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Интеграция как процесс и результат связанного, единого, цельного образования.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
«Интеграция в школе». В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Районное методическое объединение учителей географии.
Подготовила учитель английского языка I квалификационной категории Чаплыгина И.И. Балашов, учебный год «Что такое интегративный курс» Муниципальное.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Транксрипт:

Теремов Александр Валентинович, д - р пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО « Московский педагогический государственный университет » ( МПГУ )

Интегративные тенденции в науке и познании в ХХ - ХХ I в.( пограничные науки, междисциплинарные научные направления, связь между естественнонаучным и гуманитарным познанием, словесно - логическим и образно - интуитивным мышлением, мыслью и образом ) Комплексность большинства глобальных проблем современности ( вызовов ХХ I в.), к решению которых должен быть готов выпускник школы Интегративные учебные предметы в ФБУП Метапредметные результаты обучения в ФГОС

гг. – объединение учебного материала в комплексных программах ГУСа (« Времена года », « Садоводство », « Труд мужчины и женщины в нашем хозяйстве » и т. п.) гг. – координация учебных предметов на основе установления межпредметных связей ( прямых, косвенных, предшествующих, сопутствующих, последующих и т. п.) с х гг. – создание интегративных курсов на основе теории интеграции содержания образования (« Мироведение », « Знак » и др.)

Содержательные источники интеграции : естественные, математические, технические, социальные, гуманитарные науки, пограничные науки, научная картина мира, социальная картина мира, вненаучное ( бытийное ) знание Виды интеграции : и дисциплинарная, мультидисциплинарная Типы интеграции : общеметодологическая, общенаучная, частно научная

Направления интеграции : 1) внутрипредметная ( внутри одного учебного предмета ); 2) межпредметная ( между учебными предметами одного цикла ); 3) метапредметная ( между учебными предметами разных циклов ) Формы интеграции : 1) частичная ( один урок ); 2) блочная ( несколько уроков по одной или нескольким темам ); 3) полная ( интегрированный курс ) Уровни интеграции : 1) общетеоретический ; 2) учебный предмет ; 3) учебный материал ; 4) педагогическая действительность ; 5) личность обучаемого

Мировоззренческая ( формирование в сознании обучаемых целостного образа мира ) Мотивационная ( поддержание и генерирование основных противоречий образовательного процесса – его движущих сил ) Культуротворческая ( введение обучаемого в пространство общечеловеческой культуры, обретение в знаниях личностного смысла ) Менталеформирующая ( обеспечение диалога ментальностей людей науки и людей культуры )

Логико - развивающая ( формирование у обучаемых приемов мыследеятельности с учебным материалом : анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование и т. п.) Структурообразующая ( укрупнение дидактических единиц учебного материала на основе выделения элементов - интеграторов ) Координационно - проектировочная ( устранение дублирования учебного материала ; выдвижение на передний план ведущих фактов, понятий, законов, теорий ; взаимодействие учителей - предметников )

Общенаучная область : наука и ее история, уровни и методы научного познания, мировоззрение и его виды, типы научной рациональности, общенаучные понятия и т. п. Частнонаучная область : естествознание, обществознание, природа, общество, человек, научные картины мира ( физическая, химическая, биологическая, социальная и др.), историческая карта, историческое время и пространство и т. п. Общекультурная область : цивилизация и культура, знание, мнение, вера, творчество, язык науки, язык искусства, образ мира и человека, мораль, право, универсальные категории культуры и т. п.

Цементация : возникновение между учебными предметами новой связующей их дисциплины промежуточного характера (« Экология ») Переплетение : состыковка учебных предметов на основе междисциплинарных связей (« ОБЖ ») Стержнезация : один из учебных предметов выступает основой для других учебных предметов ( философия для естествознания, эстетика для предметов гуманитарного цикла ) Комплексообразование : слияние учебных предметов в единое целое (« МХК », « Родной край » и др.)

Согласование частно научного знания с общенаучным и общекультурным знанием ( проблема жизни – не только биологическая …) Спирально - концентрический поиск познавательных ориентиров ( расширение и углубление имеющихся у обучаемых знаний, образование новых комплексов знаний …) Доминанта и комплементарность ( выделение в учебной информации оппозиционных пар : знание – вера, понятие – мнение, наука – культура, теория – практика, истина – заблуждение и т. п.)

Минимизация фактологических знаний при увеличении их дидактической емкости ( лучше один объект рассмотреть с десяти сторон, чем каждый из десяти объектов рассматривать только с одной стороны ) Экономичность и достаточность ( выделение в учебном материале « узлов познания » – родовых понятий, образующих систему знаний, а не всю массу знаний, присутствующих в среде ОУ ) Модульная организация интегративного знания ( организационно - содержательный модуль – автономная система )

Историко - научные знания : этапы развития наук, научные революции, трансформация научных картин мира, выдающиеся ученые и т. п. Историко - культурологические знания : возникновение цивилизаций и культур, общие и особенные черты цивилизаций и культур, произведения и памятники мировой культуры, выдающиеся политики, творцы культуры и т. п. Проблемно - ориентированные знания : глобальные экологические, политические, экономические, социальные и иные проблемы современности ( вызовы ХХ I в.)

Интегративный урок : объединение двух ( бинарный урок ) учебных предметов одного и разных циклов Интегративный учебный день ( неделя ): проведение нескольких уроков, объединенных общей темой, по специально составленному в ОУ расписанию Интегративные экскурсии : внеклассная форма работы по общей теме, например, краеведение Интегративный курс : базовый (« Естествознание », « Обществознание ») или элективный (« Основы философии », « Основы глобалистики » и т. п.)

Е -mail: