Теремов Александр Валентинович, д - р пед. наук, профессор ФГБОУ ВПО « Московский педагогический государственный университет » ( МПГУ )
Интегративные тенденции в науке и познании в ХХ - ХХ I в.( пограничные науки, междисциплинарные научные направления, связь между естественнонаучным и гуманитарным познанием, словесно - логическим и образно - интуитивным мышлением, мыслью и образом ) Комплексность большинства глобальных проблем современности ( вызовов ХХ I в.), к решению которых должен быть готов выпускник школы Интегративные учебные предметы в ФБУП Метапредметные результаты обучения в ФГОС
гг. – объединение учебного материала в комплексных программах ГУСа (« Времена года », « Садоводство », « Труд мужчины и женщины в нашем хозяйстве » и т. п.) гг. – координация учебных предметов на основе установления межпредметных связей ( прямых, косвенных, предшествующих, сопутствующих, последующих и т. п.) с х гг. – создание интегративных курсов на основе теории интеграции содержания образования (« Мироведение », « Знак » и др.)
Содержательные источники интеграции : естественные, математические, технические, социальные, гуманитарные науки, пограничные науки, научная картина мира, социальная картина мира, вненаучное ( бытийное ) знание Виды интеграции : и дисциплинарная, мультидисциплинарная Типы интеграции : общеметодологическая, общенаучная, частно научная
Направления интеграции : 1) внутрипредметная ( внутри одного учебного предмета ); 2) межпредметная ( между учебными предметами одного цикла ); 3) метапредметная ( между учебными предметами разных циклов ) Формы интеграции : 1) частичная ( один урок ); 2) блочная ( несколько уроков по одной или нескольким темам ); 3) полная ( интегрированный курс ) Уровни интеграции : 1) общетеоретический ; 2) учебный предмет ; 3) учебный материал ; 4) педагогическая действительность ; 5) личность обучаемого
Мировоззренческая ( формирование в сознании обучаемых целостного образа мира ) Мотивационная ( поддержание и генерирование основных противоречий образовательного процесса – его движущих сил ) Культуротворческая ( введение обучаемого в пространство общечеловеческой культуры, обретение в знаниях личностного смысла ) Менталеформирующая ( обеспечение диалога ментальностей людей науки и людей культуры )
Логико - развивающая ( формирование у обучаемых приемов мыследеятельности с учебным материалом : анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование и т. п.) Структурообразующая ( укрупнение дидактических единиц учебного материала на основе выделения элементов - интеграторов ) Координационно - проектировочная ( устранение дублирования учебного материала ; выдвижение на передний план ведущих фактов, понятий, законов, теорий ; взаимодействие учителей - предметников )
Общенаучная область : наука и ее история, уровни и методы научного познания, мировоззрение и его виды, типы научной рациональности, общенаучные понятия и т. п. Частнонаучная область : естествознание, обществознание, природа, общество, человек, научные картины мира ( физическая, химическая, биологическая, социальная и др.), историческая карта, историческое время и пространство и т. п. Общекультурная область : цивилизация и культура, знание, мнение, вера, творчество, язык науки, язык искусства, образ мира и человека, мораль, право, универсальные категории культуры и т. п.
Цементация : возникновение между учебными предметами новой связующей их дисциплины промежуточного характера (« Экология ») Переплетение : состыковка учебных предметов на основе междисциплинарных связей (« ОБЖ ») Стержнезация : один из учебных предметов выступает основой для других учебных предметов ( философия для естествознания, эстетика для предметов гуманитарного цикла ) Комплексообразование : слияние учебных предметов в единое целое (« МХК », « Родной край » и др.)
Согласование частно научного знания с общенаучным и общекультурным знанием ( проблема жизни – не только биологическая …) Спирально - концентрический поиск познавательных ориентиров ( расширение и углубление имеющихся у обучаемых знаний, образование новых комплексов знаний …) Доминанта и комплементарность ( выделение в учебной информации оппозиционных пар : знание – вера, понятие – мнение, наука – культура, теория – практика, истина – заблуждение и т. п.)
Минимизация фактологических знаний при увеличении их дидактической емкости ( лучше один объект рассмотреть с десяти сторон, чем каждый из десяти объектов рассматривать только с одной стороны ) Экономичность и достаточность ( выделение в учебном материале « узлов познания » – родовых понятий, образующих систему знаний, а не всю массу знаний, присутствующих в среде ОУ ) Модульная организация интегративного знания ( организационно - содержательный модуль – автономная система )
Историко - научные знания : этапы развития наук, научные революции, трансформация научных картин мира, выдающиеся ученые и т. п. Историко - культурологические знания : возникновение цивилизаций и культур, общие и особенные черты цивилизаций и культур, произведения и памятники мировой культуры, выдающиеся политики, творцы культуры и т. п. Проблемно - ориентированные знания : глобальные экологические, политические, экономические, социальные и иные проблемы современности ( вызовы ХХ I в.)
Интегративный урок : объединение двух ( бинарный урок ) учебных предметов одного и разных циклов Интегративный учебный день ( неделя ): проведение нескольких уроков, объединенных общей темой, по специально составленному в ОУ расписанию Интегративные экскурсии : внеклассная форма работы по общей теме, например, краеведение Интегративный курс : базовый (« Естествознание », « Обществознание ») или элективный (« Основы философии », « Основы глобалистики » и т. п.)
Е -mail: