МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ Дитя мыслит образами, звуками, красками К.Д. Ушинский Ирина Адриановна Серикова кандидат педагогических наук, учитель МОУ-СОШ 168
Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности, поясняющее или дополняющее какой-либо текст 2
Основные дидактические функции Пояснение к тексту Дополнительная информация Визуальное представление «Чтение» визуального изображения Умение работать с различными видами информации 3
Образовательные задачи 1.Развивать наглядно-образное мышление. 2.Понимать и запоминать теоретические сведения. 3.Раскрывать познавательные и воспитательные функции текста. 4.Помогать осваивать практические навыки работы с различными видами информации 5.Способствовать развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников. 6.Раскрывать содержание текста. 7.Усиливать познавательные и воспитательные функции текста. 4
Требования к учебной иллюстрации Соответствие содержанию учебного материала Соответствие поставленным задачам Особенности данного коллектива школьников Особенности мышления младших школьников Возрастные психологические особенности восприятия Необходимость (корректность) использования Сюжет, количество, качество изображения Информационная насыщенность 5
Что вы видите на рисунке? Сколько здесь жучков? Что делают жучки? Куда ползут жучки? Найди двух одинаковых жучков. Подписи к учебным иллюстрациям, вопросы, задания 6
Буддийский храм в Пекине Качество изображения Клод Моне «Руанский собор» 7
В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства»,
9
В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства»,
В.М. Васнецов «Три царевны подземного царства»,
Стратегия развития визуального мышления Образ и мысль Музейный урок 12
Анализ произведения искусства 1.Первичное восприятие 2.Эмоциональная окраска первичного восприятия 3.Анализ сюжета и образ первичного понимания произведения 4.Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных автором произведения 5.Восприятие и анализ символического ряда 6.Позиционные переходы в пространстве произведения 7.Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов (элементов) 8.Соотнесение увиденного с собственным опытом 9.Осознание личностного смысла произведения 10.Выработка оценочного суждения 13
М. Нестеров «Святая Русь» 14
Классификация иллюстративных материалов 1.Ресурсы реалистического визуального ряда 2.Ресурсы синтезированного визуального ряда 3.Деловая графика 4.Компьютерные видеоматериалы 15
иллюстративные материалы подкрепляют или дополняют текстовую информацию (вербализуемая часть знаний) воздействуют на логику когнитивные материалы освоение невербализуемой части знаний ассоциации построены на графических образах Электронные ресурсы по дидактическим функциям 16
Отличительные возможности иллюстраций Таблицы Фотоколлажи Фотографии Репродукции картин Рисунки-схемы юмористического характера 17
Аспекты художественного восприятия ребёнка 1.Познавательный (усвоение информации) 2.Чувственный (эмоциональная отзывчивость) 3.Нравственно-волевой, аффективный (сопереживание) То, что личностно значимо, не может быть отторгнуто 18
РЕШЕТНИКОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ (1906–1988) 1952 г. 19
20
21