Экономическое воспитание младших школьников. Кобелева Любовь Петровна – учитель начальных классов МБОУ СОШ 17.
Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.
Экономическое воспитание в школе – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.
Цель : познакомить детей младшего школьного возраста с элементарными экономическими понятиями.
Задачи: Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; Пробуждать здоровый интерес к деньгам; Познакомить с элементарными экономическими понятиями; Учить решать простейшие экономические задачи; Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 – 8 лет; Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
Экономические понятия: Экономика, товар, банк, акция, реклама, цена, прибыль, биржа, дефицит, страхование, налоги, распродажа, ярмарка, валюта, спонсор.
Чтение художественной литературы. -Т. Попова, О. Меньшикова, Л. Кнышова «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» - А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - К. Чуковский «Муха-цокотуха» и др.
Формы организации: - игры; - кружок; - беседа; - викторина; - выставка; - конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам; - внеурочная деятельность.
Дидактические игры: «Маленькие покупки» «Кем быть?» «Обмен» «Семейный бюджет»
Игры-развлечения: «Что? Где? Почём?» «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее?» «Бизнес-клуб» «Аукцион»
Сюжетно-дидактические игры: «Кондитерская фабрика» «Ателье для маленьких красавиц» «Рекламное агентство» «Пункт обмена валюты» «Строительство дома» «Супермаркет»
Викторина. Чем отличается магазин от рынка? Что такое супермаркет? Для чего появились деньги? Как в кошельке появляются деньги? Что такое рациональность? Что такое экономика? Что такое валюта? Назови, какой страны эта валюта. Для чего нужна реклама? Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь?
Проекты: «Как появились деньги?» «Кому нужна реклама?» «Придумай новый товар» «Деньги будущего» «Реклама» «Профессия моей мамы»
Внеурочная деятельность. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом.
Теория. 1. Как Миша из покупателя превратился в продавца. 2. Откуда в Мишином магазине мед взялся? 4. Как Сорока Мишин товар хвалила. 5. Как Миша цену назначал. 7. Как Миша продал много-много малины 8. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 10. Как у Миши появился помощник Дятел. 11. Как Миша понял, что деньги счет любят 13. Как Миша учился деньги делить. 14. Миша – брокер. 16. О том, что такое дефицит и затоваривание. 17. Как Миша страховался. 19. Почему Миша платит налоги. 20. Что такое cбepeгaтeльный банк. 22. Праздник в Мишином магазине. 23. Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить. 25. Как Миша решил фабрику построить. 26. Что понадобилось Мише для изготовления стула. 28. Как Мишутка деньги в капитал превращал. 29. Как Мишу посетил иностранный гость. 31. Как Миша стал акционером. 32. О том, как в лесу банк открылся. Практика. Занятия 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 31, 33 – решение экономических задач из задачника мудрого Филина.
Задания из задачника: 3. Внимательно посмотри на рисунок и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еще не продается и не покупается? Обсуди это со сверстниками.
Задания из задачника: 24. В двух магазинах, витрины вторых изображены на рисунках, продаются совершенно одинаковые товары. В каком магазине будет больше покупателей и почему?
Задания из задачника: 40. Распредели роли лесных акционеров среди своих друзей. Бросайте по очереди игровой кубик. Сколько выпадет очков, столько монет вносит каждый член акционерного общества. А взамен он получает столько же акций. Подсчитайте, сколько всего акций получили Лиса, Волк, Заяц, Белка. Отнимите от 30 полученную сумму и узнайте, сколько акций осталось у Миши. А теперь проведите своё голосование. Подсчитайте количество акций у каждого акционера и решите, что вы будете строить: стадион или кафе? 15. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А другой наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?
Ты пришел в магазин. У тебя есть в кошельке несколько монет. Попробуй купить что-нибудь. Зачеркни те монеты, которыми ты оплатил свою покупку.
Сегодня ты можешь потратить в магазине только 11 рублей. Какие продукты ты можешь купить? Попробуй найти все способы, как можно потратить эти денежки.
Заключение. Итак, мы видим, как велики возможности средств, форм и методов школьной педагогики для успешного усвоения элементарных экономических знаний младшими школьниками. Разработанные материалы могут использовать в своей работе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Спасибо за внимание!