Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников (из опыта работы) Учитель-логопед МБДОУ – д\с 8 Ст. Старовеличковской Камерер Лариса Витальевна
В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности учебно- познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.
Этапы проекта: анализ предстоящей деятельности июнь педагоги подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, разработка перспективного плана. Июнь-июль Ориентировка детей в пространстве, развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз. Руководитель, родители 1. Организационно-подготовительный (июнь - август).
Ориентировка детей в пространстве и на листе бумаги, уточнение предлогов ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.. Развитие крупных движений (ритмопластика, физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители Муз. Руководитель, воспитатели, логопед коррекционно- развивающие занятия (фронтальные занятия у логопеда, занятия по развитию речи и обучению грамоте) Воспитатели, учитель - логопед Развитие мелкой моторики (художественно- эстетические занятия, пальчиковая гимнастика, массаж и само-массаж рук) Воспитатели, родители, учитель-логопед 2. Основной (сентябрь-апрель ).
Работа с простым карандашом в тетради «Готовим руку к письму» Гаврина С.Е. из серии Школа для дошколят Учитель логопед, воспитатели Работа в тетради в клеточку(печатание букв, графический диктант на слух) Учитель-логопед. родители 3. Заключительный (май). Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов. Праздник письма.
Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента; Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.) Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости; Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.(Графические диктанты)
Развитие мелкой моторики : сопровождается стихами
Массаж рук карандашами, су-джок, пальчиками
Игра с палочками
никто терапия
Формируем правильную постановку руки при письме
Фигуры в клетках
Знакомство с буквами Трафареты, шершавые буквы, игра найди правильную букву (можно на время или на перегонки) отремонтируй букву
Графические диктанты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ