Групповая динамика и межличностные отношения в группе на примере. 6.4 класс МБОУ СОШ 49 Выполнила : Никитина Т.Б.
Групповая динамика – комплекс интрагрупповых социально –психологических процессов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы. Под групповой сплоченностью понимаем степень приверженности к группе ее членов, здесь же присутствует и групповое напряжение. Основные факторы сплоченности: симпатия между членами, стремление к членству, комфортная атмосфера внутри группы. Групповое напряжение: агрессивность, неадекватное поведение лидера, внешнее давление,угрозы отсутствие ясно сформированной цели, неопределенность, неизвестность.
С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательнорсть туниверсальных стадий, характеризующейся концентрированностью на определенных динамических процессах. Выделяется пять таких стадий: формирование,смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашений, достижения и свершения,завершения. 6.4 класс -25 чел. их них 12 мальчиков и 13 девочек.Как и в любом другом классе так и в этом есть несколько подгрупп
Всех присутствующих в этих группах объединяет общность интересов. Эти подгруппы не официальные Характерным для этого возраста могут стать стремления занять определенное место в системе деловых и личностных отношений класса. На сегодня положения по линии взаимоотношений сложное.Учащимся 6.4 класса сложно выстроить правильные взаимоотношения. Это взаимосвязано как с объективными изменениями в организации учебного процесса,так и с личностными процессами, характерными для подросткового периода. И многое зависит от классного руководителя.
В классе на сегодня -4 лидера, приближенных к лидерам – 5 чел., аутсайдеров -4 чел., приближенных к аутсайдерам – 11 чел., 1 чел.- отверженный, 4 чел. - ведомые Проанализировав структуру групп выявлено, что в классе – 4 учащихся – отличники, 8 учащихся- хорошисты, 5 чел.- имеют большие трудности в усвоении программы, остальные обучаются удовлетворительно Отслеживая ситуации в 5 классе наблюдаем следующее : -не умение выслушать друг друга -не умение понять друг друга -Не умения правильно выстраивать взаимоотношения В класс прибыло два учащихся из других школ. На сегодня один из них без особых усилий влился в коллектив. Второго учащегося класс практически не принимает. Для нормализации сложной ситуации педагогами школы проводится большая работа. -диагностика психологом, соц.педагогом, классным руководителем с учащимися, Беседы с учащимися и их родителями по Уставу школы, по правовой культуре. -Проводятся мероприятия, направленные на сплочения коллектива( акции, выезды в музеи, театр)
В классе есть ритуалы, которых придерживаются ребята: - Приветствия учителя и друг друга - Поздравления с днем рождения, с праздниками -на уроки не опаздывать, не разговаривать -И др. За нарушение правил поведения существует неформальное наказание -осуждение независимо от того коллективное, учитель- ученик, ученик - ученик.