Программа коррекционно-логопедической работы с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра Учитель-логопед: Некрасова Анна Сергеевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 28 «Колокольчик»
Характеристика уровня речевого развития Никиты, 5 лет. Логопедический диагноз: недоразвитие средств языка на фоне нарушения коммуникативной функции речи вследствие эндогенного заболевания (РДА). Нарушения отражают специфику аутизма, а именно - несформированность коммуникативного поведения. Никита не использует в полной мере речь как средство общения. К близким людям обращается ситуативно, т.е. в зависимости от потребности на конкретный момент. Просьбу свою четко не выражает, пользуется одно-двусложными обращениями («Дай мне», Спасибо», «Держи»). Речь в основном штамповая. В самостоятельной речи, адекватно ситуации использует фразы «Доброе утро», «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте». Никита занимается у логопеда в течение 8 месяцев. Отмечается положительная динамика в психоречевом развитии. У мальчика хорошо развивается экспрессивная речь, в которой наблюдаются эхолалии. Он охотно повторяет за взрослым слова, словосочетания, предложения по изучаемым лексическим темам. Обращенную речь понимает. В качестве ответа на вопрос педагога может показать картинку-символ, при этом эмоционально реагируя (улыбка, кивок головой, взмах руками). Предметы, которые ему хорошо знакомы, может называть самостоятельно, с опорой на картинку. Стал возможным простой диалог в ситуации обыгрывания простых потешек («Курочка-Рябушечка», «Кисонька-Мурысонька», «Заяц белый») с применением кукольного театра (чтение по ролям). При этом постоянно нужна помощь педагога. В последнее время начал отраженно за педагогом повторять короткие стихи.
В речи сохраняется искаженное интонирование – подражание физическим звукам, интонирование голоса персонажей мультфильмов. Никита охотно играет в пальчиковые игры, игры с использованием различных материалов (пуговицы, крупы, прищепки, бусины и тд.). Сложнее идет процесс овладения пространственными и математическими представлениями – мальчику трудно соотнести предмет с формой, сравнить предметы по величине, определить положение предметов на плоскости (внизу, вверху, справа, слева).
Данная программа носит компилятивный характер, так как составлена на основе двух программ: - «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью». Под редакцией Л.Б.Баряевой, Яковлевой Н.Н.., - Санкт-Петербург, «Формирование устной речи у детей с тяжелой умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно - логопедических занятиях». Составители Л.Н. Плаксина, С.П. Пинегина, - Екатеринбург, 2004.
Цель индивидуальной коррекционной программы: создание организационных и содержательных условий для обучения ребенка адекватному эмоциональному и речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях.
задачи: развивать интерес и потребность к процессу речевого общения; развивать фонематический слух, внимание, память, используя простейшие дидактические игры и игровые упражнения; соотносить одинаковые картинки (парные) друг с другом, находить среди различных картинок (цветного, черно-белого, контурного изображения) такие, которые обозначают предмет по подражанию, по образцу, даваемому учителем, а затем по словесной инструкции; выражать с помощью имитационных средств содержание картинки "Предмет в действии" (Покажи, что делает мальчик на картинке? Возьми ту игрушку, которую он держит в руках? ит.п.); составлять простой рассказ из 1-2-х предложений по серии картинок, отражающих знакомый бытовой сюжет; составлять и задавать вопросы, сообщать простую информацию с использованием различных грамматических конструкций с местоимениями 1,2 или 3-го лица единственного и множественного числа; читать печатные и письменные буквы, простые слова; писать печатными буквами простые слова (мама, папа и т.п.); уметь показать обозначаемый словом объект; узнавать знакомые надписи, типа: магазин, аптека и т.п. обогащать словарь за счет представлений об окружающем.
Программа построена с учетом реализации основных принципов коррекционно-развивающего обучения и общедидактических принципов, на принципах системности и комплексности.
Технологии обучения: - Метод усиливающей альтернативной коммуникации с целью расширение словаря по основным лексическим темам через использование картинного словаря и коммуникативные схемы (объекты, картинки, символы) - Игровые и арт-терапевтические технологии (логоритмические упражнения (авт. Е. Железнова), обыгрывание потешек, сказок, тактильно-ритмические игры, игры на освоение пространства, специальные игры для развития мелкой моторики и.т.д.); -Технология сенсорной стимуляции (авт. Стребелева, Катаева); - Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 57 лет, авт. Сиротюк А.Л. - Су-Джок терапия
Методы обучения: практические, наглядные, словесные, но основное место отводится наглядным методам, учитывая психофизиологические особенности обучающейся (наглядно-действенное мышление). Основной формой работы по коррекции речевых нарушений являются индивидуальные занятия, проводимые в игровой форме 2 раза в неделю. Продолжительность занятий минут. Всего в учебном году планируется 68 занятий.
Ожидаемый результат: В результате логопедической работы ребенок может : соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
составлять и задавать вопросы, сообщать простую информацию с использованием различных грамматических конструкций с местоимениями 1,2 или 3-го лица единственного и множественного числа; читать печатные и письменные буквы, простые слова; выражать с помощью имитационных средств содержание картинки "Предмет в действии" (Покажи, что делает мальчик на картинке? Возьми ту игрушку, которую он держит в руках? и т.п.); писать печатными буквами простые слова (мама, папа и т.п.); уметь показать обозначаемый словом объект; узнавать знакомые надписи, типа: магазин, аптека и т.п.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !