Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 24 декабря 2013 г р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации. 2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 24 декабря 2013 г р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации. 2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев
Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи, реализация долгосрочных целей и задач социально- экономического развития Российской Федерации, к 2020 году. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально- экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. I. Значение математики I. Значение математики в современном мире и в России I. Значение математики I. Значение математики в современном мире и в России
В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы. II. Проблемы развития математического образования
I. Проблемы мотивационного характера Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования; перегруженностью образовательных программ общего и профессионального образования устаревшим содержанием; с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям учащихся и действительному уровню их подготовки; перегруженностью оценочных и методических материалов техническими элементами. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части учащихся. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования; перегруженностью образовательных программ общего и профессионального образования устаревшим содержанием; с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям учащихся и действительному уровню их подготовки; перегруженностью оценочных и методических материалов техническими элементами. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части учащихся.
Проблемы мотивационного характера
II. Проблемы содержательного характера Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в ВУЗах оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую. Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в ВУЗах оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.
II. Проблемы содержательного характера
Выпускники ВУЗов педагогической направленности не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности. Подготовка, получаемая большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели ВУЗов оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования. Выпускники ВУЗов педагогической направленности не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности. Подготовка, получаемая большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели ВУЗов оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования. III. Кадровые проблемы
Проблемы мотивационного и содержательного характера взаимосвязаны Одной из основных причин низкой мотивации и низких результатов обучения является качество учебных пособий. Опыт показывает, что работа с качественными пособиями, интересными и адекватными форматами заданий способствует мотивации учеников и раскрытию их способностей. Проблему мотивации можно решить только через разработку качественных, эффективных, адекватных логике развития математики качественных пособий для детей каждого уровня образования. Одной из основных причин низкой мотивации и низких результатов обучения является качество учебных пособий. Опыт показывает, что работа с качественными пособиями, интересными и адекватными форматами заданий способствует мотивации учеников и раскрытию их способностей. Проблему мотивации можно решить только через разработку качественных, эффективных, адекватных логике развития математики качественных пособий для детей каждого уровня образования.
Математика как элемент культуры – математика для всех: « Для всех граждан России математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности». Центральная задача КРМО: объединение разных аспектов математического образования в Единой целостной программе Центральная задача КРМО: объединение разных аспектов математического образования в Единой целостной программе Прикладная математика: «Для деятельности различных групп профессионалов Прикладная математика: «Для деятельности различных групп профессионалов, в том числе: специалистов по приложениям математики, педагогов математиков, профессионалов в области ИТ, важны свои виды и уровни математической компетентности, как и всеобщая математическая грамотность».
Математика как самоценная область знания : Наконец поддержание этой компетентности, как и развитие математического образования, требуют деятельности математических лидеров, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики. Центральная задача КРМО: объединение разных аспектов математического образования в Единой целостной программе Центральная задача КРМО: объединение разных аспектов математического образования в Единой целостной программе «Таким образом, общенациональная математическая компетентность складывается из взаимосвязанных и равно важных элементов ».