Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Основные показатели развития детей дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог первой категории Кимберг О.С.
Основные показатели развития детей 2 – 3 лет Речь Пополняется запас понимаемых слов и активный словарь; Развивается потребность в речевом общении; Понимает простые предложения и рассказы; Ребенок строит предложение из нескольких слов(выражает свои потребности и желания); Познавательное развитие Обучается действовать с предметами ближайшего окружения и игрушками; Формируется умение подражать образцу игрового действия взрослого, отображает по памяти в своей игре знакомые жизненные ситуации; Физическое развитие Овладевает гигиеническими навыками Закрепляется потребность в самостоятельной двигательной потребности Социальное развитие Принимает участие в совместных играх со взрослыми и сверстниками; Формируются навыки культуры поведения
Основные показатели развития детей 3 – 4 лет Речь произносит все звуки; словарный запас слов; говорит предложениями; задает простые вопросы; коротко отвечает на вопросы; Рассказывает где был, что видел; Пересказывает прочитанное, мультики Важно! Речь взрослых. Организация деятельности (особое внимание!) деятельность предметна, конкретна; учится планировать. Внимание - неустойчивое, одно объектное. Восприятие – целостное (без деталей). Память – непроизвольная (эмоции) Мышление – наглядно образное. Сложно сравнивать, сопоставлять. Произвольные движения ходит, бегает, прыгает; самостоятельно ест; держит карандаш (рисует круг, пресекающиеся линии, треугольник, квадрат со сглаженными углами); раздевается (одеваться сложно); учится кататься на велосипеде, лыжах, коньках; пользоваться ножницами. Усиление социальных влияний (ДОУ, TV, сверстники). Основной вид деятельности – игра.
Основные показатели развития детей 6 – 7 лет Речь - правильным произношением всех звуков способность к простейшему звуковому анализу слов; словарный запас(3,5-7 тысяч слов; грамматически правильное построение предложения; умение самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; способны сами свободно общаться со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, сами их задают, умеют выразить свою мысль); использование всех союзы и предлогов, обобщающих слов, придаточных предложений; способен передавать интонацией различные чувства. Внимание – еще не велико минут; концентрируется не более чем на 1-2 объектах одновременно затруднено быстрое и четкое переключение с одного объекта или вида деятельности на другой затруднено и очень быстрое переключение деятельности Восприятие позволяет – различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости; различать и выделять простые геометрические фигуры и сочетание фигур; способны к классификации фигур по форме величине, цвету; способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, составлять фигуры из деталей. Память – преобладает непроизвольная, продуктивность резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание, однако значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания
Личностное развитие позволяет осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми с сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых; стремятся у достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; не способны к адекватной самооценке. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться (зависит от их успехов в деятельности и от оценки взрослых) Произвольные движения – уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным, ловким движениям под музыку; осваивают и правильно выполняют сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.д.; способны выполнять сложно координированные гимнастические упражнения; осуществляют координированные движения пальцев и кисти руки при выполнении бытовых действий; выполняют простые графические движения; способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах. Организация деятельности – способен к произвольной регуляции поведения; способен проявить настойчивость, преодолеть трудности; произвольная регуляция деятельности наиболее эффективна, если задача, стоящая перед ребенком, соответствует его возможностям; способен организовать свою деятельность – воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание; может планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, если понятно сформулированы цель и задача действия; ребенок еще не способен выработать самостоятельно алгоритм сложного последовательного действия; время сосредоточенного внимания и работы без отвлечений по инструкции составляет минут; оценка качества еще трудна, но дети способны самостоятельно исправлять ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности, ели есть помощь взрослых
Основные показатели развития детей 4 – 5 лет Речь грамматически правильная; словарный запас более 2000 слов; выделяет, дифференцирует звуки; сочиняет, пересказывает, рифмует; Организация деятельности - формируется. Способен многократно повторять действия. Внимание - 5 – 15 минут, преобладает непроизвольное Восприятие – формирование дифференцированного, способны различать и дифференцировать геометрические фигуры, буквы, цифры. Внимательно изучает новые предметы, явления Память – непроизвольная, формируется произвольная. Мышление – наглядно-образное, элементы абстрактного. Способен выделять сходство и различие делать простейшие логические выводы Учатся читать; Учатся считать, осваивают состав числа, простейшие арифметические действия. Произвольные движения хорошо координирует движения рук, ног, туловища; учится ловить мяч двумя руками; осваивает спортивные движения (коньки, лыжи, велосипед, теннис); прыгает; сохраняет координацию при ходьбе по бревну, доске; осваивает танцевальные движения; достаточно четко выявляется предпочтение одной руки (правой, левой); застегивает и расстегивает пуговицы; шнурует ботинки; срисовывает прямоугольник учится писать (опыты письма), можно учить писать печатными буквами Личностное развитие осознают свое положение в общении со сверстниками и взрослыми; Стремятся соответствовать требованиям (я хороший, я – молодец?); ! Оценка себя (самооценка), зависит от взрослых. очень выражен интерес к миру взрослых, профессиям, стремятся быть похожими; интерес к новым видам деятельности, природе, новым знаниям Формируется произвольность. Стремятся сделать то, что не получается.