Сообщение для педагогических работников «Метод фасилитации» Подготовила воспитатель Корытова Г.А.
Фасилитатор -это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности, которая характеризуется определенными правилами эффективной совместной работы. Главные качества фасилитатора : способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении асертивность, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.
Метод фасилитации советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем), разработка и внедрение решений ; Помощь в постановке проблем, определении целей и задач ; Плана действий,анализ результатов работы ; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы,советы; Снятие барьеров и преград в общении, в деятельности по поиску решений ; Готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения,переформулированные возмущений в желания, мозговой штурм; Инспирация, активизация, вмешательство.
Правила фасилитации: Демонстрировать доверие. Помогать участникам процесса формулировать цели, стоящие перед группой и индивидом. Исходить из того, что у каждого участника есть мотивация к взаимодействию. Выступать для участников источником опыта. Быть активным участником группового взаимодействия. Владеть стилем неформального общения с участниками группы. Обладать положительной самооценкой, проявлять Эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Для фасилитатора характерно несколько «не» Не заинтересован в итогах обсуждения; Не представляет интересы ни одной из присутствующих групп; Не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему(облегчает другим принятие решений,продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить знания, структурировать их, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и обоюдными решениями, а также Обязательствами по отношению друг к другу) ; Не участвует в прениях, а только организует их; Не дает вопросов на ответы, не предлагает решения проблема предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решения(посредством фасилитации происходит освоение знаний, новой информации, выработка решений).
Спасибо за внимание!