Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание При работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить. С этой целью можно использовать мнемотехнику, т.е. систему приёмов, облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Структура мнемотехники
У Егора огород, там морковка и горох. Справа огород Федоры, там растут помидоры
Виды рассказов, которые используются в старшем дошкольном возрасте Придумывание рассказа с продолжением: Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. В друг Дима увидел чьи-то следы на снегу…» Попробуем придумать: a) радостный, веселый конец рассказа; b) поучительный; c) фантастический вариант.
Виды рассказов, которые используются в старшем дошкольном возрасте Рассказ-зарисовка по опорным словам: - Сейчас вы станете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия, а подсказки буду рисовать в воздухе. Набежала скрылось набежало подул Закачались сверкнуло И согнулись и ударил полил. Прошла выглянуло распрямились зазеленело запели. Вышли погулять. А теперь глядя на свои рисунки составьте рассказ.
Проявление творчества в детской речевой деятельности Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов: Например, какие слова подходят к слову «книга»? Кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ. Один из вариантов рассказа: «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились. Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник знания!»
Виды рассказов, которые используются в старшем дошкольном возрасте Рассказы-рассуждения: Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях. Например: - Если это собака… - Если это собака, то она сидит на цепи и охраняет двор. - Если это собака, то она лает и может укусить. - Если это собака, то она живет в будке. - Если это собака, то она верный друг хозяина. - Если это собака, то она не любит кошек. - Если это собака, то она любит косточки. А теперь вспомните что вы узнали о собаке (ответы детей).
Виды рассказов, которые используются в старшем дошкольном возрасте Рассказы – небылицы: Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора. Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…» Небылица возможна -по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); -по множеству предложенных картинок; -по силуэтам, фигуркам; -небылицы случаются и в стихах:
Виды рассказов, которые используются в старшем дошкольном возрасте Рассказы – небылицы: Бежала по улице кошка И вдруг полетела, как мошка. Видит: порхает навстречу пес, Он кучу сказок в лапах нес... Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя.