Математика. 1-4 класс. Пространственные отношения Геометрические фигуры и тела Автор: Галицкая Марина Александровна, учитель начальных классов школы 182
Цель: показать использование природосообразных технологий и приемов развития образного мышления на уроках математики (раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры и тела»). Задачи: раскрыть сущность природосообразных технологий; представить сравнительную характеристику изучения нового материала на традиционном уроке и уроке, в основе которого лежат приемы формирования образного мышления; дать характеристику каждого этапа урока с использованием природосообразных технологий; разработать и представить урок, в основе которого лежат приемы, формирующие образное мышление.
Цели: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Задачи: развитие пространственного воображения; формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе математических действий и представлений; овладение несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления.
Цель раздела: формирование системы начальных знаний по геометрии Задачи раздела: Познавательные: ознакомление с различными геометрическими фигурами и телами. Развивающие: развитие основ логического, знаково- символического и алгоритмического мышления; развитие математической речи и пространственного воображения. Воспитательные: воспитание стремления к расширению математических знаний; умение работать в группе.
Материалы методической разработки адресованы педагогическим работникам Природосообразные технологии можно использовать на любом уроке в любом классе Приемы развития образного мышления используются в работе с любой возрастной группой.
Научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования (1) (2) и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.(1)(2) Описание представленного опыта. Результаты работы.
Проверочные работы Учебник электронное приложение Методические рекомендации Рабочие программы
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева справа, за перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар. Л.Г. Петерсон Э.И. Александрова
1 класс 2 класс 3-4 классы
читать
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Собирать материала по заданной теме. Чертить геометрические фигуры на плоскости. Распознавать и называть геометрические тела и фигуры. Изготавливать модели геометрических фигур и тел.
Системно-деятельностный подход - ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности. Развитие правого полушария читать
Создание образа Проблемное изложение материала Проектная деятельность Создание образа Проблемное изложение материала Проектная деятельность
1 класс – 9 часов 2 класс – 8 часов 3 класс – 4 часа 4 класс – 3 часа
Тип урока : урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление о луче, точке, ломаной, кривой, отрезке, прямой, угле Задачи: образовательная: на примере учебных образов познакомить учащихся с простейшими геометрическими понятиями развивающая: формировать математическое мышление, умение выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи воспитательная: воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность. Читать презентация
Проектная деятельность Моделирование Приемы формирования Диагностика развития образного мышления Диагностика формирования регулятивных УУД Диагностика формирования коммуникативных УУД Диагностика предметных результатов Диагностика формирования познавательных УУД
Математика. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/Э.И. Александрова. – 3-е изд., доработанное – М.: Дрофа, – 62. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,