«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»
«Приоритет здорового образа жизни, индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья детей в процессе обучения» Из послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию «Стратегия социокультурной модернизации образования» Одна из целевых установок развития образования -
Здоровьесберегающая педагогика П од здоровьесберегающей педагогикой понимается комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья в процессе обучения
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА Задачи здоровьесберегающей педагогики - охрана здоровья учащихся; - формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья; - охрана здоровья педагогов, содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся Активно обсуждаемые и изучаемые: перегрузка учебных программ; интенсификация учебного процесса; авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; недостаток двигательной активности учащихся;
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: психологическая культура учебно- воспитательного процесса; компетентность педагогов в вопросах здоровье- сберегающих технологий; уровень «культуры здоровья» учащихся; использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни; неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
ПРИЧИНЫ ВОЗЛОЖЕНИЯ НА ШКОЛУ И УЧИТЕЛЯ задачи - заботы о здоровье учащихся в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма; б большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется имен-но педагогами, в стенах образовательных учреждений; задача школы - профилактика здоровья – сохранение и укрепление здоровья своих воспитанников. П оэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - УЧИТЕЛЬ
Основные принципы здоровьесберегающей педагогики: 1) гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий 2) соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; 3) индивидуализации и дифференциации в обучении; 4) активности приоритетности активных методов обучения; 5) наглядности в обучении; 6) связи теории с практикой; 7) систематичности и последовательности; 8) акмеологического подхода ( стремление к совершенству); 9) аксиологического подхода (высшая ценность – человек, субъект-субъектные взаимоотношения с учащимися); 10) комплексного сквозного подхода.
Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности 1 1 ) Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности. 2) Учёт познавательной активности в двигательной деятельности. 3) Единство физического и психического развития. 4) Наглядность. 5) Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) Э ТО - качественная характеристика любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели образования.
Целевые установки ЗОТ 1) стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; 2) учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; 3) показывать им, что жизнь - это прекрасно; 4) вызывать у них позитивную самооценку.
Основополагающие принципы работы в условиях ЗОТ 1) Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности. 2) Учёт познавательной активности в двигательной деятельности. 3) Единство физического и психического развития. 4) Наглядность. 5) Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.
Отличительные особенности ЗОТ 1) отсутствие назидательности и авторитарности; 2) воспитание, а не изучение культуры здоровья ; 3) элементы индивидуализации обучения; 4) наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; 5) интерес к учебе, желание идти в школу; 6) наличие физкультминуток; 7) наличие гигиенического контроля.
Основа ЗОТ – соблюдение принципов: 1) учет возрастно-половых особенностей учащихся; 2) выбор форм, методов и средств обучения с учётом состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей; 3) структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная, заключительная) 4) использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности учащихся.
Основные требования к качественному уроку в условиях ЗОТ 1) Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с учётом последних достижений педагогической практики и принципов здоровьесбережения. 2) Реализация на уроке, в оптимальном соотношении, общедидактических и специфических принципов, методов. 3) Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуализации. 4) Активизация развития всех сфер личности учащихся. 5) Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; умений учиться, заботясь о своем здоровье.
Здоровьесберегающие действия на уроке в ЗОТ: 1 ) оптимальная плотность урока; 2) количество видов учебной деятельности, их смена, длительность и чередование: чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответ на вопрос, решение примеров; 3) отвлечения от учебной работы
ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗОТ 1) Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2) Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3) Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник.
Наличие эмоциональных разрядок в ЗОТ средства: - поговорка, - высказывание, - веселый стишок, - юмористическая или поучительная картинка цель: необходимы для снятия умственного напряжения, утомления (2-3 разрядки)
Критерии эффективности здоровьесберегающего урока 1) Активная мыслительная деятельность 2) Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других 3) Мотивация познавательной деятельности 4) Обеспечение рефлексии и самоконтроля 5) Наличие самостоятельной работы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕГО ДОБРОГО И УСПЕХОВ, ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Л.И. Боженкова