В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока 1)Личностный 2)Регулятивный 3)Познавательный 4)Коммуникативный
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методический прием «Целеполагание»Описание приема Лови ошибку Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал «Яркое пятно»Сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Методический прием «Планирование»Описание приема «Кластер»Правила построение кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал»После обсуждения заполненной графы «Что я знаю по теме? учащиеся сами формируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. Таким образом, планируют свою деятельность в рамках темы.
Методический прием «Прогнозирование»Описание приема «Лестница успеха»Лестница изображена на листе, каждая ступенька которой подписана – «я не могу», «я могу», «я умею», «сумею применить» и т.д. Ребята оценивают выполнение задания, располагая их на лестнице; по желанию комментируют свою оценку
Методический прием «Контроль»Описание приема «Повторяем с контролем»Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу – попарно отвечают на вопросы друг друга; либо выбирают ученика, которому по очереди будут задавать вопросы. «Листы продвижения»Учитель разрабатывает мини-контроль для каждой учебной ситуации, раздает учащимся в начале урока. В течение урока учащиеся работают с листом продвижения/листом самоконтроля, выставляют балл за каждое задание
Методический прием «Коррекция»Описание приема «Разноцветные поправки»Учащиеся заранее ознакомлены с маркировкой (н-р, желтый-лексическая ошибка, красный-грамматическая,зеленый- орфографическая, синий-пунктуация, коричневый- словообразование/сочетаемость слов и прочее). Учитель работает при проверке цветовыделителями. Учащийся находит и исправляет ошибки.
Методический прием «Оценка»Описание приема «Критериальные листы»Учитель раздает макеты (если критерии разрабатываются совместно) или листы с обозначенными критериями и баллами по каждому. Учащийся в соответствии с критериями проставляет баллы за конкретное задание (проект, эссе), работу в паре/группе. «Рейтинг» (от англ. Right – правильно)Этот прием может использоваться как на одном уроке, так и охватывать целую тему. Составляется лист контроля, в котором включены все виды деятельности учащегося: устная работа, домашняя работа, работа на уроке, самостоятельная работа и даже подготовка сообщений или докладов. Выставляя самому себе оценку за каждую позицию, или соседи ставят оценки друг другу, а преподаватель лишь корректирует оценки при выставлении в журнал.
Методический прием «Волевая саморегуляция» Описание приема «Видео»Спецподборка релакс видео, после просмотра которых дается видео с выполнением того же задания, что выполняли учащиеся, но с максимальными результатами Активизаторы Направлены на «возвращение учащихся в работу и положительный заряд: напишите 5 причин, почему вы молодцы сегодня в течение 20 секунд.