Проектирование систем оценивания достижения планируемых результатов Кейс 1. Понятие « оценивание »
«… учебной деятельностью будет только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека ….» В. В. Давыдов
Проблемы ( по результатам мониторинга в НОО ) Отсутствует нормативное пространство – разная трактовка ФГОС Трудности адекватной самооценки Отсутствие конкретного запроса на обеспечение инструментарием для формирования и оценки достижений нового типа Недостаточная компетентность педагогов в « расшифровке » требований стандарта. « Перевод » с языка новых требований на язык привычных явлений. Непонимание сути требований Отсутствует формирующее оценивание Некомпетентность в области развивающих технологий и организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС Сопротивление изменениям
Оценка Оценка ( в широком смысле слова ) это мера, которая показывает отношение того, что сделано ( достигнуто ) с тем, что должно быть ( с нормами, установленными для определения различных этапов ). Оценка – анализ процесса выполнения, достигнутых результатов и причин отклонений. Оценка - установление значимости, соответствия определенным нормам и принципам. Оценка - это показатель продвижений и успехов в каком либо деле.
Инспектирование инспектирование проверка, контроль, ревизия, осмотр ( словарь русских синонимов ) Инспектирование 1. процесс действия по несоответствию 2. результат такого действия ( современный толковый словарь русского языка Ефремовой ) Цель инспектирования – выявление, направленное на предотвращение нарушений ( функция контроля )
Аудит Аудит ( проверка на соответствие ) – это « неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов » Согласно Стандартам аудита (Auditing Standards), государственный аудит включает в себя : - аудит правильности (regularity audit) - аудит эффективности (per-formance audit).
Аудит Аудит должен отвечать на следующие вопросы : - Как должно быть ? - Как есть на самом деле ? - Какие есть различия между тем, как должно быть, и тем, как есть на самом деле ? - В чем причины различий, какими могут быть последствия ? - Какие выводы и рекомендации из этого следуют ? - Каково возможное влияние реализации рекомендаций ( если можно его оценить )?
Оценивание Специфическая сфера деятельности, которая не может осуществляться без учета множества факторов. Для принятия достижения лучшего результата оценщику необходимо учитывать интересы множества сторон, связанных с объектом. Важный инструмент повышения объективности, увеличения полезности процесса.
Принципы эффективного оценивания Guiding Principles for Evaluators ( США ) точность и достоверность информации, используемой в процессе оценивания компетентность исполнения оценивания честность и открытость процесса оценивания, равенство в доступе к информации уважение прав и свобод личности обязательства, определяющиеся общественными интересами и с точки зрения общественного благосостояния
Стандарты оценивания SFE-Charte ( Франция ) множественность ( принятие во внимание множественности точек зрения для получения адекватного представления о ситуации ) дистанцирование ( процесс оценивания происходит автономно от процессов управления и принятия решений ) компетентность ( лица, профессионально участвующие в процессе оценивания, используют специальные навыки в области разработки и реализации оценивания ) уважение личности ( уважение права, неприкосновенность и безопасность всех сторон - участниц ) прозрачность ( публичное представление результатов оценивания, четкое изложение его предмета, конечных целей, аудитории, поставленных вопросов, используемых методов ) своевременность ( решение об оценивании должно быть принято тогда, когда оценивание способно достигнуть поставленных целей ) ответственность ( лица и субъекты, участвующие в процессе оценивания, предоставляют информацию, необходимую для проведения оценивания, совместно отвечают за надлежащее применение принципов оценивания )
5 принципов оценки Международной Сети « Оценка программ » 1. Основой оценки программ может быть только точная и достоверная информация. Оценивание предполагает соответствие определенным техническим стандартам, которые включают в себя надежные методы сбора информации точные и достоверные сведения 2. Исполнение работы по оценке должно быть компетентным. Оценивание как отдельная сфера деятельности должна осуществляться специалистами, обладающими профессиональными навыками и умениями
3. Специалисты по оценке программ гарантируют честность и открытость всего процесса оценки. Профессиональные оценщики обязаны обеспечивать прозрачность процесса оценки, должны гарантировать доступ для всех заинтересованных сторон к информации о конечных целях, используемых методах, критериях оценки и полученных в процессе оценивания результатах 4. Специалисты по оценке уважают безопасность и достоинство людей, с которыми они взаимодействуют в процессе своей профессиональной деятельности. Признание прав и свобод всех сторон - участниц процесса оценивания одно из условий получения качественных результатов деятельности. Решения должны приниматься после согласования точек зрения всех сопричастных лиц 5 принципов оценки Международной Сети « Оценка программ »
5. Специалисты по оценке программ имеют профессиональные обязательства, определяющиеся общественными интересами и общественным благом. Внимание на социальной значимости процесса оценки с точки зрения защиты общественных интересов. Специалисты оценивания должны соблюдать определенный баланс между нуждами клиента и прочими нуждами, оценивание должно быть инициировано, организовано и реализовано во имя общих интересов.
Базовые ( общие ) требования к результатам освоения ООП основного общего образования инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области ( образовательный интерес и образовательная амбиция ); произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств ( схем, таблиц, текстов и т. п.); произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение ( например, соотнесение графика и формулы ); освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета ; самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения ( дискуссия, доклад, эссе и т. п.) и их инициативное опробование ; адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках ( четверть, полугодие, год ).
Инструментарий Параметры инструментария Механизмы применения и изменения инструментария ЗАЧЕМ ? ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ПОСЛЕ ЭТОГО ? Инструментарий Параметры инструментария Механизмы применения и изменения инструментария ЗАЧЕМ ? ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ПОСЛЕ ЭТОГО ?