«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО»
Что такое «культурная практика»? Культурная практика… СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИНЯТИЕ ИЛИ НЕПРИНЯТИЕ ЧЕГО- ЛИБО, ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ РАЗЛИЧНОГО ОПЫТА ОБЩЕНИЯ, КУЛЬТУРНЫХ НОРМ ОСВОЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВАЖНО! Результат реализации культурных практик - готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, приобретение культурных эталонов. Основная цель организации культурных практик:
1. Правовые практики - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. РЕЗУЛЬТАТ! Воспитание у дошкольников уважения и терпимости друг к другу, формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, умение контролировать свое поведение, вовлечение в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения. ВАЖНО! Разработка правил! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
2. Практики культурной идентификации - это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры. РЕЗУЛЬТАТ! Формирование у ребенка представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализация ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др., интеграция ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. ВАЖНО! Включение исследовательской и продуктивно-творческой деятельности! Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
3. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность. РЕЗУЛЬТАТ! Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни, способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность, проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы, усвоение правил безопасного поведения. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
4. Практики свободы - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. РЕЗУЛЬТАТ! Принятие живого и заинтересованного участия в образовательном процессе; умение обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением; способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), проявление инициативы и творчества. Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
5. Практики расширения возможностей ребенка - практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности. РЕЗУЛЬТАТ! Развитие способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Виды культурных практик (Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент)
Виды детской деятельности для детей от 3 до 8 лет (ФГОС ДО п.2.7 ) Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование Изобразительная (рисование, лепка, аппликация); Музыкальная Двигательная
1. СОВМЕСТНАЯ ИГРА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д.) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
2. СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
3. ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! РЕЗУЛЬТАТ Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
4. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
5. СЕНСОРНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ - ЭТО система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
6. КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности
Слово «адвент» происходит от латинского «adventus», что означает «приход», «пришествие». Адвент-календарь в работе с дошкольниками
Серия книг «Почемучкины книжки»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!