тренинг Подготовила социальный педагог МБОУ ДОД «ДООспЦ» Белова Светлана Сергеевна Владимир 2014 г.
Тренинг (англ. training от train обучать, воспитывать) форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.англ.активного обучения умений навыков
тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны (закономерные регулярности) поведения, а при помощи отрицательного «стираются» нежелательные;дрессировки тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;умений навыков тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;активного обучения умений навыков тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились и до сих пор проводятся тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.обучения Дейл Карнеги
Виды тренингов
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.навыка
Психотерапевтический тренинг (более корректное название психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии психодраматические, гештальт- группы, группы телесно- ориентированной, танце-двигательной терапии и др.психотерапии психодраматические гештальт- группы телесно- ориентированной
Социально-психологический тренинг занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, корпоративный тренинг) развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий [5]. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. [5]
Бизнес-мастерская новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес- тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются: Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года. Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов. Основная роль бизнес-тренера модерация.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
Структура тренинга Вводная часть – организационные объявления 1. Знакомство Знакомство 2. Заключение контракта с обучаемыми Заключение контракта с обучаемыми 3. Разогревающие упражнения (более характерны для тренингов, чем семинаров) 4. Различные учебные модули, работы в группах и индивидуально 5.Перерывы, отдых, кофе-брейк кофе-брейк 6. Повторение и закрепление учебного материала 7. Обсуждение обучения и подведение итогов 8. Посттренинговая деятельность Посттренинговая деятельность
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Кейс Кейс проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра Деловая игра имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра Ролевая игра это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм Мозговой штурм один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры- разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Фасилитация инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видео анализ инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Посттренинговое сопровождение это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.семинара коучинга дистанционного курса
Используемая литература: Википедия - свободная энциклопедия, Клаус Фопель «Технология ведения тренинга : Теория и практика» Москва «Генезис»2005 г., VOPEL K. W., Themenzentriertes Teamtraining, Teil 1-4. (1) Die Unternehmenskultur (2) Die Team- Mitglieder (3) Interaction im Team (4) Aufgaben und Projekte, Salzhausen 1994.
Родились на земле? Научитесь общаться с местными. Приглашаем на тренинг общения «Сопланетянин».