СПб ГБПОУ Колледж кулинарного мастерства Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина Сергея Есенина Преподаватель литературы: Выдомская Л. В. 2015/2016
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу
Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попе лиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. 1914
МЕТА́ФОРА (греч. metaphora «перенос») вид художественного тропа (греч. tropos «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов (не связанных между собой в действительной жизни). Сближение образов может происходить на основе их внешнего сходства либо, напротив, по контрасту отдельных сторон, свойств, значений. В результате происходит мысленный "перенос" (отсюда название) свойств одного предмета на другой.
Миф – это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о важных природных, физиологических, социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и человечества, подвигах богов, царей и героев, об их победных сражениях и горьких поражениях. Главной особенностью мифа является тесная слитность в нем различных элементов – художественного и логически обусловленного, повествовательного и ритуального.
Дымом половодье Зализало ил. Желтые поводья Месяц уронил. Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога. Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет. Роща синим мраком Кроет голытьбу... Помолюсь украдкой За твою судьбу. 1910
В какое время суток едет на баркасе лирический герой? Какие слова в тексте помогают ответить на этот вопрос? Найдите в стихотворении слова, которые помогают определить чувства лирического героя? Что переживает лирический герой и почему? Какие звуки наполняют открывшуюся перед лирическим героем картину? Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?
Какой образ из предыдущего стихотворения развивается в стихотворении «Табун»? Как он изменился? Какое время суток изображено в стихотворении? Докажите свой выбор примером из текста. Какие чувства испытывает лирический герой в этом стихотворении? В своих стихах Есенин использует эффект смешивания красок. Как этот прием используется в данном стихотворении? Приведите примеры.
О ком молится лирический герой Есенина? Какой образ из предшествующих стихотворений повторяется в стихотворении «Покраснела рябина…»? Какие чувства испытывает лирический герой стихотворении? Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутренне состояние лирического героя?
Мифологичность метафоры С. Есенина, обращение к народному творчеству, использование знаковых поэтических ключей, перевоплощение одного образа в другой, «строение» образа – все это создает особый поэтический мир Сергея Есенина.