Воспитатели дошкольных групп МАОУ «Основная общеобразовательная школа 5» Ольга Павловна Каторгина Наталья Юрьевна Юрова
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Развитие у ребенка самостоятельности и инициативности облегчает адаптацию к дошкольному учреждению, формирует волевые усилия, что в дальнейшем способствует успешной учебе в школе. Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается как волевая характеристика человека.
Критерии и характеристика уровней сформированности инициативности дошкольника Уровень Характеристика Безынициативный Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать; при добросовестной и энергичной работе ребенок остается в рамках первоначально найденного способа решения; ситуативный интерес учащегося к внешней стороне явлений, к занимательным фактам; ребенок не склонен к сравнениям и аналогиям, не умеет быстро анализировать и выбирать пути решения, не рефлексирует результаты собственных действий Формально инициативный Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться найти способ, каким надо действовать; дошкольников этого уровня отличает проявление в той или иной степени спонтанной инициативы; интерес ребенка к накоплению информации, фактов, постижение им сущности познания только при помощи учителя; ребенок достаточно быстро находит аналогии, может творчески подойти к работе над заданием, склонен реконструировать материал Инициативный Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать; обнаруженная ребенком закономерность становится для него не творческой находкой, а самостоятельной проблемой; интерес дошкольника к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей; ребенок готов творчески подойти к работе над задачей
АКТУАЛЬНОСТЬ ИГР: Игры учат ребенка действовать в «УМЕ» и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности, развивает инициативность, заставляет действовать самостоятельно. ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: Формирование инициативности дошкольников по средствам современных развивающих игр ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ: 1. Давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу. 2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать. 3. Поддерживать инициативу (научить правильно реагировать на собственные ошибки). 4. Мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей.
Этапы работы: первый этап работы первый этап работы – измененить активности детей к обучающим играм, проявление желания играть небольшими подгруппами, «обучать» товарищей действиям второй этап работы второй этап работы – развить умение самостоятельно ставить перед собой цель, искать пути ее реализации, осуществлять самоконтроль. Игровой материал усложняется. третий этап работы третий этап работы - развивать умение детей ставить перед собой цель («Составлю свою роботу», «Придумаю свою задачу») и реализовывать ее, не прибегая при этом к заимствованию тематики, способам воплощения замысла.
Вячеслав Вадимович Воскобович Развивающие игры В.В. Воскобовича
«Квадрат Воскобовича»
«Математические корзинки»
«Кораблик Брызг-Брызг»
«Волшебная восьмерка»
«Чудо – крестики»
«Геоконт»