Воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида 29 «РАДУГА» Окунева Людмила Алексеевна первая квалификационная категория
« Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов ( Всемирная организация здравоохранения ).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье).
В связи с этим в МДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Задачи здоровьесбережения: создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности; создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Виды здоровьесберегающих технологий: 1. Медико-профилактическая технология Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Задачи этой деятельности: - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.). - организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан Пи Нов - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
2.Физкультурно-оздоровительная технология. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности: - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; - воспитание привычки повседневной физической активности; - оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;
3. Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка Задача этой деятельности: – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. Цель: создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. Взаимодействие диагностического, консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социального направления.
Система здоровьесберегающих технологий в МДОУ: различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком, обтирание после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесберегающим технологиям в МДОУ: Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс МДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в МДОУ.
Интеграция задач образовательных областей в формах физкультурно-оздоровительной работы
Формы физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ ПРОГУЛКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ФИЗКУЛЬТ МИНУТКИ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТИМИ
Наглядный материал для внедрения здоровье формирующих образовательных технологий: Модели точного выполнения основных движений. Модели общеразвивающих упражнений. Алгоритмы подвижных игр. Схемы видов построения. Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений. Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи. Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность. Мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания. Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе. Литература валеологического содержания. Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах. Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Информационные стенды для родителей -работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры). Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МДОУ. Приобщение родителей к участию в физкультурно- массовых мероприятиях МДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей МДОУ с родителями- спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения. Ежеквартальная родительская газета (посвященная вопросам воспитанию здорового ребёнка).
Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровье формирующих технологий в МДОУ: сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей МДОУ; взаимодействие специалистов МДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками; проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс МДОУ; формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников; внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в МДОУ; улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература по теме: 1. Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г. 2. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г. 3. Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004 г. 4. Л.Г. Татарникова «Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении». Санкт-Петербург, 2006 г. 5. «Здоровье детей -здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.