Презентация к программе дополнительного образования Монтессори-клуб для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Срок реализации программы 4 года Автор программы: Чугунова Людмила Владимировна corowina.ucoz.com
Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, которую педагог создает, исходя из психологических потребностей ребенка. corowina.ucoz.com
Эта среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА Упражнения в навыках практической жизни имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться. Дети пересыпают и переливают, осваивают мытье разных предметов.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ В области сенсорного развития ребенок может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает и утончает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ Ребенку как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь он получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Этапы обучения: I этап: Ребенок, осваивая правила жизни в группе, работает, в основном, в практической зоне и в зоне сенсорики. Он накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы начать работать с конкретными знаниями, насыщает свою потребность « потрогать» мир руками, ощупать его пальчиками, учится различать цвета и оттенки, соотносить большое и маленькое, длинное и короткое руками, глазами и носиком. II этап: Это период впитывания ребенком конкретных знаний – он знакомится с цифрами, буквами и др. знаниями. III этап: Переход от конкретных знаний к абстрактным. Он учится вычитать, складывать, хорошо читать и продолжает свою исследовательскую деятельность. Знакомство с дидактическими материалами проходит в форме небольшого урока - презентации, где я даю ребенку только образец простого действия с материалом, а упражнения ребенок разрабатывает сам, тем самым, продвигаясь вперед.
Цели: Развитие способностей, заложенных в каждом ребенке; Формирование здоровой, свободной и самостоятельной личности; Подготовка детей к обучению в школе; Воспитание духовности и нравственности.
Задачи: 1. Достичь необходимого уровня самостоятельности в социальном развитии детей и их способности свободно контактировать с взрослыми и сверстниками. 2. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику. 3. Упражнять детей в проявлении заботы о себе: одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать и пр. 4. Упражнять детей в заботе об окружающей среде: уборка мусора, подметание пола, мытье пола и т.д. 5. Предоставить каждому ребенку возможность индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, стереогностическое чувство и т.д.
6. Развивать у детей способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма. Формы. 7. Через развитие сенсомоторики совершенствовать и расширять активный словарный запас детей. 8. Развивать математическое мышление детей, навыки счета и исчислений в десятичной системе. 9. Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
Формы организации занятий Каждое занятие построено следующим образом: 1. Круг. Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие – «эмоциональное» начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; подвижные игры; знакомство с окружающим миром - природной и социальной действительностью. 2. Индивидуальная работа с Монтессори-материалами в специально подготовленной развивающей среде (презентация нового материала, самостоятельная работа).
Ожидаемые результаты: Сочетание образовательного подхода Монтессори и воспитания в духе гуманной педагогики позволяет развивать у ребенка такие качества, как: Уверенность в себе Позитивная самооценка Самостоятельность Инициативность Ответственность Высокая познавательная мотивация Умение делать выбор, исходя из своих реальных потребностей Способность концентрироваться на работе Умение организовывать свое время Трудолюбие Стремление к порядку Высокий уровень социальной адаптации