Разработка компонентов ООП : целевой раздел Кейс 3
Две проективные стратегии : 1. Принять Примерную ООП НОО за основу и наполнить ее реалиями конкретного ОУ 2. Принять ее в целом и переструктурировать ( трансформировать ) образовательную программу под собственную миссию, задачи и цели : - провести социально - экономический и социально - культурный анализ социума и его образовательных ресурсов ; - осознать вызовы, ограничения, дефициты и т. п. с точки зрения жизненных интересов и перспектив учащихся ; - определить обще стратегические и тактические линии их преодоления ; - соотнести эти цели с целями учащихся и их семей и ( в идеале ) прогнозами о среднесрочной эволюции местного сообщества, чтобы позиционировать ООП как программу ( гражданский договор ) по развитию человеческого капитала в интересах и при поддержке всего социума
Образовательная программа ОУ как программа общей деятельности Уровень рамочных /« политических »/ задач : миссия, стратегическая перспектива, мобилизация возможностей ; организация специальных сред и пространств для социализации ( в том числе в « открытом социуме ») превращение школы в средство социально - культурного развития « вмещающего пространства » ( УС, родители, педагогически активная общественность ; публичный годовой отчет ОУ, школьный сайт как « место встречи » и др.) Уровень « внутренних » задач : Уклад школы : каждый ученик как центральная фигура в пространстве внутришкольных « силовых полей » и отношений Учителя и ученики в общей системе учебно - предметных и социально - педагогических координат ( социально - культурная рефлексия хода, результатов и эффектов образовательного процесса )
Новое институциональное ядро образования Формальное образование - 15% времени Неформальное образование - 50% времени ученика Школа Колледж Университет Индивидуальная траектория Ученик Семья Сообщество Медиа Интернет Эксперты Проекты Увлечения Образовательное учреждение « Сознательная » образовательная программа Стихийная « образовательная программа улицы » Новое ядро Среда Окружение
Базовые характеристики новой модели образования Фокус на индивидуальных образовательных программах Обучение на опыте : командное проектирование ( в т. ч. в мультикультурной среде ) Игра - проект – ключевой формат образовательного процесса ( ФГОС как реальный пример такого проекта ) Новое содержание образования : Новое содержание образовательной деятельности картины мира, карты перспектив и навигаторы
ФГОС : обучение на опыте ? Делайте, что я говорю Инстанция Исполнители Старая модель управления : приказ и инструкция Новая модель : командный проект в собственной уникальной среде Проект среды и пространства Диалог Практические знания Члены команды
Адаптивные модели : Характерная черта адаптации – текущее накопление информации о процессе функционирования системы и внешней среды и ее использование для улучшения избранного показателя качества Идентификационные модели : осуществляется стратегическая идентификация ( строится концептуальная модель ); оперативная ( текущая ) идентификация для уточнения модели Временн Ые ( реальные )– это получение прогноза при принятии решений в СУ с учетом ограничения на ресурс времени моделирования процесса функционирования системы ( требуется оценить изменения состояний за время прогнозирования – ситуационное моделирование ; требуется оценить выходные характеристики на интервале времени – бихевиоральное моделирование ).
Приказ МО РФ 1015 от г. « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » Зарегистрирован в Минюсте РФ
Основная цель ( миссия ) общего среднего образования Способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально - культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. ( Из концепции модернизации российского образования )
Формулировка целей Если вы не знаете, куда вы идете, то как вы узнаете, что вы туда уже пришли ? Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы Стратегические – формируются при определении долговременной политики развития организации Тактические – формируются при решении оперативных задач управления Траекторные ( направляющие ) – определяют общее направление, в котором должна изменяться управляемая система Точечные – формулируются как стремление достичь конкретного результата
Оглянемся назад Посмотрим на себя Осмотримся вокруг Заглянем в будущее
Результаты основной школы « потребители » результатов родители дети неравнодушный социум учитель
О чем Я мечтаю ? Быть самостоятельным Иметь друзей, уметь общаться Знать иностранные языки Быть физически развитым Быть красивым ( мышцы, лицо, одежда ) Быть крутым и клевым Быть образованным Знать компьютер Получить « хороший » аттестат
Родители Чтобы был здоров ( психическое, физическое ) Трудолюбие Развитие индивидуальных способностей Чтобы ребенок продолжил обучаться Чтобы желал учиться Чтобы умел учиться Чтобы имел знания (« прочность ») Отсутствие вредных привычек
Учителя освоение всех предметов уч. плана на уровне стандарта и профильных на глубоком уровне Самостоятельность Сформированность семейных ценностей Личность, готовая к социально - значимой деятельности чтобы могли принять решение в жизни Сформированный культурный уровень Здоровье сформирована потребность в непрерывном образовании, умение учиться
Заинтересованные взрослые ( социум ) Чтобы был счастливый ( человек, который принимает себя ) Ценность семьи Здоровый ( физически и социально ) Нравственный Умеет найти профессию и себя в ней Адаптивный ( умеет проанализировать и сделать вывод ) Чтобы был творческий ( умеет преобразовывать ситуацию позитивно )
Ключевые деятельности ОБЩЕНИЕ ( коммуникации ) САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЫТ ЖИЗНИ : пробы себя, связанные с профессией и социальной практикой
На бытовом уровне : какого человека мы считаем хорошо образованным ? « культурного » профессионально грамотного имеющего « хорошие мозги » инициативного ( в своей деятельности ) « Европейская формула » хорошего образования : Э ( З + М + Л ) Этика ( Знания + Мышление + Лидерство )
В чём современный вызов ? Какие социально - образовательные практики и программы, направленные на развитие возможностей, компетенций, конкурентоспособности человека должны быть реализованы в его детстве и отрочестве ? Какие технологии управления обеспечивают реализацию таких практик и программ ? ООП ОУ как ключевой ресурс
Настораживающий прогноз Сложность реализации образовательной программы начального образования нарастает от первого класса к четвертому. Это означает, что нынешние проблемы также будут нарастать. И если не предпринять серьезных мер, эффективная реализация Федерального государственного стандарта не только начального, но и общего среднего образования может оказаться под угрозой.
Целевой раздел : проектирование миссии основной школы В чем специфика основной школы по сравнению с начальной ? Ведущая деятельность – самоидентификация, пробы, выбор. Какую миссию в становлении ведущей деятельности играет школы ? Ключевой принцип – принцип самостоятельности Школа самостоятельна в создании и реализации ООП (273- ФЗ « Об образовании в РФ »)
Возможности и перспективы сквозь призму целеполагания Цель всегда субъектна ( даже если она коллективная ) Объективная цель образования – развитие человеческого потенциала ( предмет педагогической деятельности ) Субъективная цель образования – сознательное развитие человеком собственных способностей к эффективному применению этого потенциала ( капитализация полученного образования – предмет ученической деятельности ) Задача ОП школы : соединить эти цели в совместной деятельности детей и взрослых ( причем далеко не только учителей )
УСПЕХОВ ! ! !
Разработка компонентов ООП : планируемые результаты Кейс 4
Зачем ? 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки программ, системы оценки результатов освоения ООП Требования : - структура и содержание планируемых результатов должны отражать требования Стандарта - передавать специфику образовательного процесса - соответствовать возрастным возможностям обучающихся - должны уточнять и конкретизировать общее понимание ЛИЧНОСТНЫХ, метапредметных и предметных результатов - должны учитываться при оценке результатов деятельности образовательных учреждений, педагогических работников
Принципы проектирования образовательных результатов 1. Сквозной характер универсальных ( метапредметных ) образовательных результатов 2. Уровневый характер предметных образовательных результатов 3. Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов 4. Качественный характер оценки личностных результатов
Сквозной характер результатов Как ? Через какие формы деятельности ? Предметные Метапредметные Личностные УУД Учебн. Де Иное пространство деятельности
Уровневый характер результатов Функциональный уровень ( формирование нового способа действия ) Рефлексивный уровень ( трансформация способа действия ) Репродуктивный уровень ( действие по образцу ) - Как ? - Через какие формы деятельности ? - Посредством каких технологий ? -…?
Операциональный характер результатов Инструментарий : диагностики, формы и способы контроля эффективности достижения результатов. Чем ? Периодичность ( когда и через что ?) Зачем ?
Качественный характер оценки личностных результатов Личностный результат оценка готовности к обучению оценка индивидуально го прогресса формирующее оценивание для разработки ИОП оценка внеучебных достижений итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, социальный опыт - Через что ? - Какие критерии применяются ? - Зачем ( последствия ?)
Результаты образования Сквозные метапредметные ( через все возрасты ) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные ( через все предметы ) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия
Аспект ( предмет ) оценки образовательных результатов в основной школе Самостоятельность – поиск или построение « опор » ( помощников, средств ) своего движения ; Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения ; Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.
Технология трансформации Первый шаг – социокультурная аналитика совокупной семейной среды : увлечения и интересы ; особенности характеров ; отношение к природе, самим себе, социуму ; круг друзей по интересам и занятиям ; способы проведения досуга и пр. Как результат – их типологизация и кластеризация по культурно - образовательным основаниям и предварительное соотнесение с условиями ОУ
Технология трансформации Второй шаг – формирование неформального референтного ( экспертного ) родительского сообщества и тщательное обсуждение с ним « пространства социализации и окультурации » детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса Параллельно – третий шаг : начало строительства интегрированного детско - родительско - учительского ( не только начальных классов ) сообщества, объединенного общими целями и интересами ; структуризация этого сообщества по задачам и направлениям
Технология трансформации Четвертый шаг – « переложение » общих целей и задач, предлагаемых примерной ООП, в конкретные деятельности, приуроченные к тому или иному социально - культурному ( образовательному ) кластеру, и определение « рабочих групп », ведущих данное направление ООП ОУ ( учителя, родители, старшеклассники, « внешние взрослые »).
предметные программы Предметный результат Ресурсы Личностный результат ? Метапредметный результат - недостаточность урочного пространства - традиционные технологии урока - недостаточность урочного пространства - традиционные технологии урока
Ресурсы Элективные курсы, факультативы Проектно - исследовательская Де Внеаудиторная Де Внеурочная предметная деятельность Социальное проектирование Общественные организации Сетевые формы Проектируемое пространство Де учащихся Интегрированный личностный результат
Система оценивания достижения планируемых результатов