Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак
это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. «Умножение на двузначное число». Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе) Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы 50 х х 1 = ошибочная 56 х х 1 = 1176 – решающая Как проверить, какой из двух способов верный? Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176 Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов. Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. 1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – = 8 2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму: 9 – = 2 Что вы замечаете? Почему получились разные ответы? Какое действие выполняли первым? А вторым? Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.
Приём 3. Подводящий к теме диалог. Предлагается материал для сравнения (два столбика слов) Медвежья разъезд Вьюга объявление Веселье подъезд Ружьё подъём Муравьи разъяснил Что заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ) Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки? Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ? Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» Окружающий мир 2 класс. Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь? Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят верх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где-то Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Здесь всё наоборот; лето в январе, реки без воды) Какой возникает вопрос? (Что это за материк, где всё наоборот?) Это Австралия. (Так какой материк будем сегодня изучать?)
Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением» Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные». 4 класс. Учитель даёт невыполнимое задание Просклоняйте существительное «окно». (Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен) Просклоняйте существительное «кино». (Ученики испытывают затруднение, возникновение проблемной ситуации).
Приём 6. «Задание на ошибку». Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?» В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром. А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.) Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).
Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно. Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.. 5 см 4 см 5 см 4 см Найдите его площадь. И в том и в другом случае у детей получается следующее: S = 5 х 4 = 20 см S = 5 х 4 = 20 кв.см Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки. Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.
Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?
Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»
Методы поиска решения учебной проблемы Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК 1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…» 2. Объяснение учителя: «Слушайте внимательно…» 3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…» ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ 1. Постановка проблемы: «С одной стороны…, но с другой стороны…», «Что удивляет? В чём затруднение?», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать? 2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?» 3. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Технология проблемно- диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.