МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий
1. Создание условий для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности 2. Стимулирование познавательной активности детей на занятии, создание условий для совершения «открытий» детьми 3. Осуществление коррекционно-педагогической работы на занятии в зоне «ближайшего развития» 4. Привлечение разного по содержанию материала для формирования обобщенных умений 5. Организация многократного выполнения учащимися определенного рода деятельности для достижения коррекционно-развивающего эффекта 6. Реализация «принципа спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности
7. Учет последовательности развития школьно-значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения Например: 1) осуществлять подбор к образцу - «Найди такую же фигуру, как у меня», 2) осуществлять выбор фигуры заданной формы - «Найди все квадраты», «Покажи все треугольники» 3) называть фигуры - «Что это?» или «Какая это фигура?».
8. Осуществление постепенного усложнения деятельности учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии 9. Учет роли воображения в психической деятельности ребенка 10. Опора на личный жизненный опыт детей при формировании у них новых умений 11. Стимулирование учащихся к оречевлению цели, программы и результата деятельности 12. Учет роли целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей (Неподвижный ребенок не обучается и не развивается!)
Особенности планирования коррекционной работы
Коррекционная работа Учебно- воспитательная работа Исправление или ослабление имеющихся недостатков психофизического развития Цели Формирование ЗУН в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания Формирование обобщенных умений, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий различного предметного содержания Результаты Овладение учащимися определенным объемом знаний, умений, навыков Индивидуализированная (учет общих особенностей данной категории учащихся и индивидуальных особенностей конкретного ребенка) Особенности Личностно ориентированная (признание индивидуальности, самобытности индивида, учет его «субъективного опыта)
Планирование коррекционной работы Причины трудностей в обучении Цели коррекционной работы Недостаточная готовность к школе (интеллектуальная, эмоциональная, социальная и т.д.) Развитие общих способностей к учению и коррекция индивидуальных недостатков развития
Формирование содержательной учебной мотивации Формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в её основных структурных звеньях Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности) Развитие до необходимого уровня психических (психофизиологических) функций Обобщение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности Развитие речи Направления коррекционной работы
Этапы планирования коррекционной работы 1. Выявление механизмов трудностей в обучении 2. Определение задач коррекционной работы 3. Определение последовательности решения коррекционных задач 4. Решение задач коррекционной работы через систему коррекционных занятий и организацию коррекционно направленного УВП
1Почему? Психолого- педагогическое изучение (диагностика) Диагностическая карта 2Над чем работать? Анализ результатов диагностики Перспективный план коррекционной работы 3 В какой последовательности работать? Индивидуально ориентированное планирование Определение актуальных коррекционных задач и выстраивание их в логической последовательности 4 Как работать? Реализация поставленных коррекционно- педагогических задач Технологическая карта коррекционного занятия
Постановка задач коррекционных занятий Цель: исправление или ослабление имеющихся у детей недостатков психофизического развития Дети с трудностям и в обучении Результат: формирование обобщенных умений, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий различного предметного содержания
Содержательной основой задач являются: нормативы развития детей (что необходимо сформировать, развивать и т.д.) + проблемные зоны развития конкретного ребенка Задача должна быть: 1. Ориентирована на ребенка 2. Диагностична 3.Конструктивна
Типы коррекционных занятий диагностические коррекционные занятия (сентябрь)- выявление причин или предпосылок возникновения учебных затруднений у учащихся собственно коррекционные (коррекционно-развивающие) занятия - устранение выявленных причин или предпосылок возникновения учебных затруднений
Структура коррекционных занятий 1. Вводная часть 2. Основная часть 3. Заключительная часть
Вводная часть 1. Выявление эмоционального состояния детей 2. Создание у учащихся положительного эмоционального настроя 3. Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии 4. Активизация психической деятельности детей
Вводная часть 1. Выявление эмоционального состояния детей Приемы: Прием светограммы Выбор детьми объекта (планеты, острова, цветка и др.) определенного настроения среди предложенных и размещение на нем своего знака И др.
Вводная часть 2. Создание у учащихся положительного эмоционального настроя Приемы: Улыбка педагога и радостное приветствие им пришедших на занятие детей («Как я рада вас видеть!» и т.п.) Просьба педагога улыбнуться друг другу, пожать друг другу руки и т.п. Просьба педагога сказать друг другу добрые слова - комплименты Составление «Азбуки хороших (добрых) слов» И др.
Вводная часть 3. Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии Приемы: Создание проблемной жизненной ситуации Создание игровой ситуации Беседа-интрига И др.
Вводная часть 4. Активизация психической деятельности детей Эффективный метод - выполнение кинезиологических упражнений, улучшающих мозговую деятельность
Основная часть 1. Подготовительный этап 2. Формирующий этап 3. Этап самостоятельной работы учащихся
Основная часть 1. Подготовительный этап - выявление состояния сформированности базисных умений от которых зависит процесс формирования нового умения
Основная часть 2. Формирующий этап – формирование отсутствующего, недостаточно развитого или неправильно сформированного умения в «проблемной» области развития
Основная часть 3. Этап самостоятельной работы учащихся - выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии
Заключительная часть 1. Развитие рефлексивных умений у учащихся 2. Выявление эмоционального состояния детей
Спасибо за внимание!