Конкурсное задание «Урок»: метапредметный подход как важнейшее требование ФГОС общего образования 18 июня 2015 г.
100 баллов 100 баллов
Общие характеристики Конкурсное задание «Урок» Продолжительность Тема урока Цель урока Содержание урока Организация деятельности учащихся Оборудование Результаты деятельности на уроке Самоанализ
Источники : 1)Модель конкурса 2) 3)ФГОСы (НОО, ООО, СОО) 4)Учительская газета (методическая кухня) 5)Хуторской А.В. «7 главных критериев современного урока» 6)Громыко Н.В. «Метапредметный подход в обучении» 7)Иоффе А. Н. «Основные требования ФГОС к современному преподаванию и моделирование учебного занятия»
критерий: МОТИВИРОВАНИЕ К ОБУЧЕНИЮ 1. Рассмотрение ситуации или проведение опыта (с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная). 2. Использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т.п.) 3. Работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие). 4. Рассмотрение текстов или отрывков (межпредметные связи, определение проблемы, выделение идей, заглавие и т.п.). 5. Проведение игры (подготовленной или спонтанной). 6. Обсуждение высказываний (афоризмов, пословиц, мудрых мыслей). 7. Ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма). 8. Изучение предметов материальной культуры и быта. 9. Нестандартное поведение (провокации, оригинальность). 10. Использование видео и мультимедийных ресурсов.
начало урока: ВЫБОР ИНДУКТОРА ПРЕДМЕТ (один или несколько) ЗАГАДКИ (ВОПРОСЫ) ВИДЕО (ФОТО)
критерий: ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
критерий: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
ФГОС НООФГОС ОООФГОС СОО освоенные обучающимися универсальные учебные деи ̆ ствия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные деи ̆ ствия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной ̆ и социальнои ̆ практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной ̆ деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной ̆ образовательной ̆ траектории, владение навыками учебно- исследовательской ̆, проектной ̆ и социальнои ̆ деятельности;
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1 1. Работа с метапредметными понятиями 2. Компетентностно-ориентированные задания
ПИЦЦА В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, и она стоит 30 седов. Диаметр большей пиццы равен 40 см, и она стоит 40 седов. Какие пиццы выгоднее продавать хозяину пиццерии? Приведите ваши рассуждения. ПИЦЦА В пиццерии продаются два вида круглой пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, и она стоит 30 седов. Диаметр большей пиццы равен 40 см, и она стоит 40 седов. Какие пиццы выгоднее продавать хозяину пиццерии? Приведите ваши рассуждения. КАЛЬКУЛЯТОР С помощью данного калькулятора (с одной неработающей кнопкой ) вычислите log 2 22 КАЛЬКУЛЯТОР С помощью данного калькулятора (с одной неработающей кнопкой ) вычислите log 2 22 КОПИЯ Эйфелева башня в Париже высотой 300 м весит кг. Некто захотел изготовить точную копию этой башни весом один килограмм. Какова будет высота этой модели КОПИЯ Эйфелева башня в Париже высотой 300 м весит кг. Некто захотел изготовить точную копию этой башни весом один килограмм. Какова будет высота этой модели
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД ПРЕДМЕТ А ПРЕДМЕТ Б A B C D
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ПРЕДМЕТ А
Понимание постановки задачи Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь записать их. Составление плана решения Не встречалась ли вам раньше эта задача? Хотя бы в несколько другой форме? Известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла оказаться полезной?? Осуществление плана Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен? Взгляд назад (изучение полученного решения) Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли усмотреть его с одного взгляда? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать?