Особенности развития детей 3- 4 лет
Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
У детей 3-4 лет: Ведущая потребность в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция восприятие.
Приобретения возраста лет Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения.
Характеристика познавательных процессов детей лет: На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что было, было интересно и эмоционально окрашено Ребенок не способен длительное время удерживать внимание на каком- то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Речь Высокая речевая активность. Значительно увеличивается запас слов. Словарь содержит все части речи. Появляются элементарные виды суждений об окружающем
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Кризис 3-х лет
Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Симптом обесценивания Деспотизм Признаки кризиса 3 х лет:
Общение детей 3-4 лет Важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Как не надо вести себя родителям Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности. - Не надо говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет". - Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.
Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным. Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка
Эмоциональная сфера детей 3-4 лет Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На эмоции оказывают влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Важно : Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм!
Спасибо за внимание!