Педагогический проект на тему: «Здравствуй матушка-зима, раскрасавица душа!» Выполнили воспитатели подготовительной группы «Б»: Щебитченко М.В. Логинова Л.С
Тип проекта: Познавательно – творческий, краткосрочный Участники: дети, воспитатели, родители Эпиграф: Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Ты живительной улыбкой, Свежей прелестью лица Пробуждаешь к чувствам новым Усыпленные сердца! Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! Петр Вяземский
Актуальность Успешное обучение детей в школе напрямую зависит от познавательного и творческого развития детей в разных видах деятельности. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания детей и сформировать у них понятие целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развивать связную речь, память, творческие способности детей, поисковую деятельность, развивать эстетическое восприятие стихов о природе. Проект предоставляет возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать и работать в коллективе.
Цели: -Развитие познавательного интереса к природе, желание активно, самостоятельно изучать природный мир - Воспитание эстетически нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе и эмоциональных чувств, связанных с красотой природного мира
Задачи: -Продолжать расширять и углублять представления детей о зиме, зимних явлениях, приметах -- Систематизировать представления детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе, связанными с зимним периодом -- Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания детей об истории русского декоративного искусства (гжель, кружевоплетение) -- Уточнять, расширять, активизировать словарь по данной теме -- Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов, умение передавать образы зимней природы в рисунках, в словесном описании -- Развивать продуктивную деятельность детей, чувство формы и композиции, рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения -- Способствовать формированию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, эстетических интересов -- Воспитывать любовь к родной природе, русской поэзии, произведениям искусства, в которых запечатлены живые неповторимые явления природы, любознательность, эмоциональную отзывчивость умение видеть красоту зимней природы -- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях
Условия эффективной реализации проекта: Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребенка во время социального становления его личности как эстетически нравственной в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный настрой детей, создает эмоционально приятную атмосферу в группе.
Содержание проекта в познавательном воспитании: Исполнительская деятельность -Знание детьми информации о зимних явлениях (умение называть зимние природные наблюдения) --Умение замечать красоту зимней природы -- Рассматривание картин о зиме -- Заучивание стихотворений о зиме, использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла -- Знакомство с вологодским кружевом и гжельской росписью Продуктивная деятельность -Коллективная работа (аппликация + рисование) Фантазии из ладошек «Пушистая елочка» -- Коллективная работа (аппликация + рисование) «Лес словно в кружево оделся» -- Лепка «Елочка», «Снеговик» -- Рисование «Зимний пейзаж» Работа с родителями -Информация для родителей -Рекомендации (подбор литера туры) «Почитайте детям» -- Рекомендации родителям по лексической теме «Зима» -- Участие родителей в подготовке к выставке «Зимние фантазии» Итоговое событие -Выпуск альбома на тему «Творческое рассказывание стихотворений о зимних явлениях, о красоте зимней природы»
Формы и методы работы Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Этажи леса» В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью» Г. Скребицкий «На лесной полянке» В. Архангельский «Летят пушистые снежинки» Э. Успенский «Проказы старухи зимы» Русская народная сказка «Морозко», «Снегурочка», «Два Мороза» С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Г.Х. Андерсен «Снежная королева» Братья Гримм «Госпожа Метелица» Стихи русских классиков о зиме А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер» И. Бунин «Метель», «Первый снег» Ф.Тютчев «Чародейка зима» К.Д.Бальмонт «Снежинка» С.Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» А.Блок «Вечер тихий и морозный» Н.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»
Прослушивание музыкальных произведений А.Вивальди Времена года Зима П.И Чайковский «Зима», «Святки» «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского Просмотр короткометражных видео роликов о зиме Просмотр сказок «Снежная Королева», «Снегурочка», «Мороз Иванович» Разгадывание загадок о зимних явлениях Чтение пословиц о зиме Рассматривание репродукций картин художников Васнецов А. М. Зимний сон Вещилов К. А. Зимний пейзаж с елями Волков Е. Е. Зимний пейзаж Жуковский С. Ю. Зима И. Левитан «Зимой в лесу» И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» Художественное творчество: рисование, лепка, аппликация Наблюдения за окружающей природой на прогулке Прогулки и экскурсии в парки с родителями
Оформление группы во время реализации проекта
Коллективная работа детей «Лес словно в кружево оделся»
Коллективная работа детей Фантазии из ладошек «Пушистая елочка»
Лепка «Снеговики у елки»
Совместная работа детей и воспитателей
Наглядный материал по Гжельской росписи
Материал по теме Вологодское кружево
Итоговое событие Выпуск альбома на тему «Творческое рассказывание стихотворений о зимних явлениях, о красоте зимней природы» «Пороша» С.Есенин«Зима» А.С. Пушкин
«Белая береза» С.Есенин «Снежок» Н.Некрасов «Не одна» А.Барто
«Я знаю, что надо придумать» А.Барто «Береза С.Есенин»