Поисково – исследовательская деятельность детей подготовительной логопедической группы «Осьминожка» Тема: «Вода»
В природе путешествует вода Она не исчезает никогда То в снег превратится, то в лед Растает и снова в поход Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта Волшебница – наша вода!
Развивать у детей мыслительные операции, и умения делать простейшие выводы. Цель
Развивать у детей интерес и познавательную любознательность. Познакомить детей со свойствами воды. Формировать умения находить воду в природной среде. Дать детям понятия о разном состоянии воды. Совместно с детьми получить доказательство того, что вода – очень умный продукт, необходимый для нашей планеты. Воспитывать бережное отношение к воде. Задачи
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Актуальность
Мы хотим видеть наших детей дошкольного возраста любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с общим недоразвитием речи, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Задания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства. Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Характеристика этапов познания окружающей действительности
логопед родитель Воспитатель взаимодействие Муз. рукпсихологфизрук ребёнок
1 часть – «вода везде». 2 часть – «огород на окне». Вид проекта – групповой
С 1 октября 2013 г по 30 апреля 2014 г. Продолжительность проекта
Участники проекта Воспитатели Дети подготовительной логопедической группы Родители Логопед
Подготовительный Подбор и ознакомление методической и научной литературы. Создание центра науки Подбор оборудования и литературы; Консультация для родителей на тему: «Детская познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ». Этапы проекта
Проведение цикла бесед, наблюдений, экспериментов, опытов по теме: «Вода везде». Чтение художественной литературы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками по теме. Совместно с родителями и детьми создание научной лаборатории: «Огород на окне». Фиксация наблюдений в альбоме: «Детского познания». ( выводы и простейшие умозаключения). Основной
Подведение с детьми итогов о проделанной работе на тему: «Вода везде». Детские зарисовки по народным приметам (мини альбом). Календарь наблюдений. Презентация по проекту: «Вода». Заключительный
В.И. Калашников, Лаврова С.А. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса природы». Е. Волкова, С. Микерин Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! Юный биолог. Научно – познавательные эксперименты. Используемая литература
Всем творческих успехов Спасибо за внимание.