О ТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ФФН РЕЧИ (2 КЛАСС ) Выполнила учитель-логопед МБОУ МСШ Г.Евпатории Республика Крым Колесник Надежда Михайловна
Ь
1) развивать фонематическое обобщение в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; 2) формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; 3) развивать слуховую память и слуховое восприятие; 4) научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь; 5) прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; 6) развивать морфологический анализ и синтез; 7) расширить словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».
I. Организационный момент. II. Беседа о зиме.
- Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой? Что бывает зимой? (ХОЛОД, МОРОЗ, ВЕТЕР,ВЬЮГА,СНЕГ,МЕТЕЛЬ.) В каких словах пишется Ь ? : ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, КОНЬКИ, ВЕСЕЛЬЕ. После каких букв пишется Ь в каких словах ?: ВЬЮГА – после В, МЕТЕЛЬ – после Л, КОНЬКИ – после Н, ВЕСЕЛЬЕ – после Л.
III. Работа с однокоренными словами. Условие игры: сколько однокоренных слов назвал, на столько метров брошен снежок.
Р ЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ : 1. ЗИМА (ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА). В каком из этих вы напишите разделительный мягкий знак? (ЗИМОВЬЕ.) 2. ЛЫЖИ (ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА, ЛЫЖНЯ, ЛЫЖНЫЙ). В каком слове есть Ь ? (НЕТ.) 3. ЛЕД (ЛЬДИНА, ЛЕДЯНОЙ,ОЛЕДЕНЕЛ). В каком слове есть Ь ? 4. СНЕГ (СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, СНЕГУРОЧКА). В каком слове есть Ь ? 5. КОНЬКИ (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕЖЕЦ). 6. ВЕСЕЛО (ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЁЛЫЙ, ВЕСЕЛИТЬ.) В каком слове есть Ь ? Итак, в каких же словах вы напишите Ь ? (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКИ, ЛЬДИНА, ВЕСЕЛЬЕ, КОНЬКОБЕЖЕЦ.) Запишем эти слова. В каком из этих слов Ь раздельный? ( ВЕСЕЛЬЕ.)
IV. Ф ИЗМИНУТКА. Р АЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА. - П ОРИСУЕМ НА СНЕГУ. - О ТГАДАЕМ КРОССВОРД. Впишите следующие слова : 1) слово, противоположное по значению слову НОЧЬ (ДЕНЬ) 2) слово, близкое по значению словосочетанию ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ (ЗВЕРЬ); 3) Слово, близкое по значению слову ВЬЮГА (МЕТЕЛЬ); 4) Слово, близкое по значению слову ПОЛЫНЬЯ (ПРОРУБЬ). Какой звук слышится в конце этого слова?( ПЬ.) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ). Почему?
V.Д ИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «У МНЫЙ ТЕЛЕФОН » На доске наглядное пособие «Умный телефон». В лесу на снегу расписываются лапами звери и птицы. Поищем их следы. Чьи ты видишь следы ? ( У каждого ученика карточка.) Дети набирают слово и комментируют его (лисьи, заячьи, оленьи, птичьи, беличьи).
VI.В ЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь ЗНАКОМ ИЗ ТЕКСТА. За всеми зимними развлечениями дети не забывают и о зимующих птицах. Какие это птицы? (Снегирь, воробей, ворона и т. д.) Снегирь принес нам много газетных вырезок. Заметки раздаются детям.
VII. И ЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ А.Б ЛОК НАПИСАЛ ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О ЗИМЕ, НО ОНО ЗАШИФРОВАНО. С НЕГ ДА СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, В ПОЛЕ В ( 5-2), РАЗГОВОРЫ, В П (4-4) ЧАСОВ УЖЕ Т (4-2). Д (4-4) – К (6-4), СНЕЖКИ, САЛАЗКИ : В ОТ ОНА ЗИМА. VIII. Диктант. Рассказ о зиме.