МБДОУ «Детский сад» 52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области МБДОУ «Детский сад» 52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области
Психологиче ские особенности мальчиков и девочек Подготовила: педагог-психолог Петрова Ольга Сергеевна
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж.Руссо
Девочки Мальчики Женский пол ориентирован на выживаемость Женщины как бы более одинаковы Природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий Мужской пол ориентирован на прогресс У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений) У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше - влиянием внешней среды
Различия девочек и мальчиков Этими различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата - и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
Физиологические различия девочек мальчиков Мы знаем, что а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...). Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить На 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...)
Девочки более чувствительны к шуму Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики
Различия девочек и мальчиков Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя Девочки (и женщины) больше ориентированы на отношения между людьми Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...), их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит Мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию Мальчики врабатываются долго
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше Мышление более однотипно Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики
Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики Мальчику надо чуть-чуть не до объяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения Мальчики превосходят девочек в видео пространственных умениях
В неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями Мальчики в неблагоприятной ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно
У девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга Девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор Мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия
Физиологическая сторона восприятия у девочек В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка Физиологическая сторона восприятия у мальчиков До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы
Разнополово е воспитание Отношение родителя к ребенку одного с ним пола более взыскательно, более пристрастно - пускай и в самом положительном смысле слова. Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери. Надо отдавать себе отчет, что перед нами разные люди - будущий мужчина и будущая женщина, и отношение к ним невозможно уравнять.
1. Отец: принимать активное участие в его жизни. 2. Мать: отступить в сторону и умерить активность. 3. Оба родителя: ввести в круг общения сына других мальчиков. Три вещи которые родители должны сделать для сыновей:
Женское воспитание Повышенная эмоциональность Преобладание словесных методов и приемов косвенного воздействия на сознание ребёнка Более требовательное отношение к девочкам Более терпимое отношение к мальчикам В своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих Мужское воспитание Меньшая зависимость от мнения окружающих Чаще используют телесные наказания и тактильные методы поощрения Предпочтение активных игр, игр «неразберих» Менее эмоциональны Более терпимое отношение к девочкам, более требовательное к мальчикам
Девочки любят мальчиков и кино, Платья, цветы, улыбки, балкон и кофе, Верят в любовь и плачут, когда темно В слезном искусстве девочки явно профи. Мальчики любят скорость и рев машин, Сборища закадычных друзей в беседке. Мальчика не застать, он всегда спешит, Видимо, на задание «контрразведки». Девочки обижаются на пустяк, Верят в приметы, пустят цитаты в блогах, Девичье равнодушие – не косяк, Просто хотят таинственности немного. Мальчики вечно пробуют, что нельзя Если помладше – дергают за косички, После, безмерно гордые, как князья, Всем говорят, что девочки - истерички Девочки обсуждают свою любовь, Плачут в жилетку мамам, друзьям, знакомым. Если постарше – томно подводят бровь. И убегают раны лечить дома. Мальчики не боятся подбитых глаз, Ссадин, коленей в кровь и других ранений, Мальчики знают, что значит ЗИЛ и ВАЗ, С детства от старших опытных поколений. Девочка-мальчик – разные существа, Вырастут – станут чем-то единым целым, Вплоть до почти физического родства, Вплоть до души. У времени под прицелом.
Спасибо за внимание