Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
Объект исследования: процесс общения дошкольников. Предмет исследования: условия развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Цель исследования: теоретическое изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, создание условий и практическая апробация плана психолого-педагогической работы по развитию навыков общения дошкольников. Гипотеза исследования: общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками имеет свои особенности и будет более эффективным, если для его развития будут созданы специальные условия
провести анализ литературных источников по проблеме исследования с целью изучения теоретических основ общения детей старшего дошкольного возраста; изучить понятие общения, его виды и функции; определить значение общения для психического развития детей; дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста; изучить особенности общения детей в условиях детского сада; определить роль игровой деятельности в развитии общения детей со сверстниками; экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками; создать условия для эффективного общения детей со сверстниками; обобщить и систематизировать полученные результаты, разработать рекомендации для педагогов и родителей. Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение; беседы; тестирование; анкетирование родителей; психолого-педагогический эксперимент; методы математической обработки данных.
- не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов; - общение включает в себя много форм и видов; - общение со сверстниками имеет большую значимость в становлении личности ребенка и его развитии; - в период старшего дошкольного возраста ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством, усваивая нормы поведения со взрослыми и детьми; - формирование общности и способности увидеть в сверстниках друзей и партнеров – является основной целью организации взаимодействия детей в условиях ДОУ; - игра – это основной вид развивающей и социальной деятельности, форма освоения социального опыта. Выводы по 1-й главе:
База исследования: МБДОУ д/с «Дружба» г. Волгодонска
Констатирующий этап: Методика 1 «Капитан корабля» Смирнова Елена Олеговна, Холмогорова Виктория Михайловна.
Диаграмма социометрический статус (начало эксперимента) Социограмма (начало эксперимента)
Методика 2 «Наблюдение в свободной деятельности» Анжарова А. И.
Диаграмма - Инициативность (начало эксперимента) Диаграмма - Чувствительность к воздействиям (начало эксперимента) Диаграмма - Эмоциональный фон (начало эксперимента)
Методика 3 «Диагностика игровой деятельности» Уруптова Г. А.
Выполнение ролевых действий Количество детей (%) Выполняют роли 21(88%) Называют роли 21(88%) Ролевая речь 20 (83%) Использование атрибутов 21(88%) Соблюдение правил 16 (67%) Диагностика игровой деятельности по Г. А. Уруптовой
Формирующий этап:
Условия для развития общения детей со сверстниками организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников; организация и проведение досуговых мероприятий с родителями и воспитанниками группы; использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения; насыщение предметно-развивающей среды группы; консультации с родителями воспитанников группы; работа с изолированными детьми.
Комплекс интерактивных игр : Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество. Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения. Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание. Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности.
Игры на сплоченность и сотрудничество
Игры для обучения эффективным способам общения
Игры отражающие притязание на социальное признание
Игры направленные на снятие конфликтности
Основная цель занятий по психогимнастике овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
День объятий
Социограмма (конец эксперимента) Диаграмма - Социометрический статус (конец эксперимента)
Диаграмма - Инициативность (конец эксперимента) Диаграмма - Чувствительность к воздействиям (конец эксперимента) Диаграмма - Эмоциональный фон (конец эксперимента)
Конец эксперимента Начало эксперимента Сравнительные диаграммы