Педагогический проект «Развитие представлений детей о воде, о значении воды в жизни человека и живых существ в окружающем мире» Автор проекта: Гордеева Галина Михайловна Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. (С.А. Аксаков)
Актуальность проекта По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.
Цель: Развивать представление детей о воде, о значение воды в жизни человека и живых существ в окружающем мире.
Задачи проекта: Систематизировать и расширять представление детей о свойствах воды. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). Воспитание бережного отношения к воде.
Тип проекта – познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта – долгосрочный (3 года). Участники проекта: дети группы (1 младший, 2 младший, средней), родители, педагоги.
Формы и методы: Образовательная деятельность. Опыты. Беседы. Экскурсии.
Формы работы с родителями: Наглядно-информационный материал. Анкетирование. Консультации. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком ДОУ. Исследовательская проектная деятельность в семьях.
1-й этап: Подготовительный этап проекта: 2-й этап: Исследовательский этап проекта: 3-й этап: Заключительный этап проекта: Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. Проведение образовательной деятельности, опытов, экспериментов, бесед, творческой деятельности, рассматривание иллюстраций, чтение и т.д. Познавательное развлечение по теме: «Что за чудесница – водица – волшебница» Этапы реализации проекта
Составлении и создание опытов, экспериментов с водой. Подбор фильмотеки и аудиовидиотеки. Подбор подвижных и развивающих игр. Рассматривание плакатов, чтения, литературы связанных с объектом неживой природы-водой. Обогащение экспериментальной лаборатории.
Эксперименты с реальными объектами. Опыты с водой, воздухом С песком и почвой С мыльными пузырями Со снегом и льдом Вода холодная и горячая Эксперименты в ходе художественно- продуктивной деятельности Игры-эксперименты с тонущим и плавающими предметами
Итоговое мероприятие: Развлечение познавательное по теме: Уточнить признаки весны, формировать эстетическое отношение к весенним явлениям. Показать детям, в каком виде существует вода- эксперименты с водой, паром, льдом. Упражнять в образовании однокоренных слов. Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживание, отзывчивости, умение работать в коллективе. «Что за чудесница-водица-волшебница» Программное содержание:
Что мы знаем о воде?Что мы хотим узнать?Как мы это можем узнать? Воду можем пить. Вода есть в реках, морях и прудах. В воде живут рыбы. Дождь – это вода. Мы купаемся в воде. Мы поливаем водой растения. Вода нужна всем! Какая вода? Откуда вода появилась в речке? Что произойдет, если вода исчезнет? Воды много? Зачем её нужно беречь? Что такое «Круговорот воды в природе?» Спросить у воспитателя. Спросить у родителя. Поискать в книгах. Поискать в интернете с родителями. Провести опыты.
Итоги работы над проектом Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысились знания родителей о экологическом образовании дошкольников. Уровень познавательной компетентности у детей повысился с 12 до 35% Входе работы над проектом у детей сформировались бережные и экономные отношения к водным ресурсам.
Используемые источники Использованы фотографии детей (фотографии размещены с разрешения родителей) из личного архива
Вода вокруг нас всюду.
Эксперименты в ходе художественно- продуктивной деятельности
Используемая литература: Н. Николаева «Юный эколог». Мозаика-Синтес Москва 2005 г. О.А. Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях». «Тема: Вода». М.:ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2009 г. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры- занятия с дошкольниками. -2-е изд. Испр.- М.: ТЦ Сфера, с. ( Ребенок в мире поиска). Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж 2004 г. Н.В. Коломнина «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008 г.