Основы метода ассоциаций Технология. 11 класс Методы случайного поиска решений творческих задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Advertisements

Мастер-класс Никифоровой Татьяны Леонидовны, учителя русского языка и литературы МБОУ « Карпогорская ВСОШ 51 » Подзаголовок слайда.
Развитие ассоциативного мышления ! Ассоциация это некая связь между какими - то представлениями, когда один образ или понятие влечет за собой появление.
Электронный задачник Развиваем ассоциативное мышление Развиваем ассоциативное мышление Ассоциативный метод поиска решений творческих задач.
МЕТОД АССОЦИАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ (КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ)
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Выполнила : Егорова Валентина Александровна Библиотекарь школы 338 Невского района г. Санкт - Петербурга.
Особенности применения ЦОР на уроках литературы. Какие требования должны соблюдаться учителем при демонстрации ЦОРов, чтобы предлагаемая наглядность дала.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Учитель истории и обществознания Плотникова Ина Павловна ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-Петербурга.
Ширикова Татьяна Сергеевна, аспирант ПГУ. повышение роли математических методов в науке и обществе математизация научного, технического и гуманитарного.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Тема: «Цветы прекрасные друзья – их любят все и ты и я!» Старший дошкольный возраст. Создатель презентации Воспитатель первой квалификационной Категории.
Гипертекст как модель организации поиска информации Цель: создание условий, способствующих развитию умения поиска, преобразования /структурирования/и представления.
Авторы работы: Новикова Светлана Руководитель: Голдобина Л.И. – учитель черчения СОШ 4.
Информация. Свойства, виды информации. Информация (от лат. informatio осведомление, разъяснение, изложение) в широком смысле абстрактное понятие, имеющее.
По учебнику Макаровой Н.В. «Информатика начальный курс»
Дети младшего школьного возраста (6-10 лет). Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Студентки 4 курса Датиевой Инны Артуровны.
Как запомнить написание словарных слов (рекомендации для родителей и учащихся начальной школы)
Транксрипт:

Основы метода ассоциаций Технология. 11 класс Методы случайного поиска решений творческих задач

СодержаниеСодержание 1. Что такое "ассоциация"? Примеры 2. Значение ассоциаций 3. Групповое генерирование ассоциаций как метод 4. Ассоциативные переходы 5. Метод ассоциаций и запоминание информации 6. Метод звуковых ассоциаций 7. Метод графических ассоциаций 8. Комбинированный метод 9. Метод ассоциаций и написание орфограмм I.I.I.I. II.

I. Что такое "ассоциация"? Ассоциация Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, в ответ на слово-раздражитель. Содержание Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека. Они проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений и т.д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Примеры графических ассоциаций Посмотрим на карту глазами неизвестного художника. У него в ответ на вид материка в сознании возник образ черепа (шутка) На фото внизу компьютерный художник показывает, что лапки утки у него ассоциируются с ластами. Содержание

Значение ассоциаций позволяет увидеть новые связи в технических объектах Ассоциации помогают нам познать мир, найти связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи в технических объектах. Это приводит к появлению нестандартных решений. Содержание

первичныеассоциации Простейший прием генерирования ассоциации – быстрый ответ на одно стимулирую- щее слово – используется при групповом генерировании ассоциаций. Т.е. когда человек или группа ведут многократный поиск ассоциаций на одно слово в ограниченное время (например, 1 мин). При этом выявляются первичные ассоциации; их число в ответ на одно слово колеблется около 10. Групповое генерирование ассоциаций для поиска решений творческих задач Содержание Стимулирующее слово Ассоциация А Ассоциация Б Ассоциация В Ассоциация Г Ассоциация Д Ассоциация Е

Групповое генерирование дополнительных ассоциаций дополнительных ассоциаций Кроме первичных ассоциаций, высказываемых без замедления, человек может генерировать много дополнительных ассоциаций на одно слово. Чаще эти ассоциации позволяют выявить неожиданные, нетривиальные свойства рассматриваемого объекта, понятия. Содержание Стимулирующее слово Промежуток времени Дополнительная ассоциация А Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Дополнительная ассоциация Г Дополнительная ассоциация А Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Дополнительная ассоциация Д Дополнительная ассоциация... Дополнительная ассоциация Б Дополнительная ассоциация В Выявление нетривиальных свойств объекта

ассоциативный переход Между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиною в 4-5 шагов. Так, переход от понятия «кровать» к «мир», которые отдалены, может иметь вид: «кровать – будильник - мобильный телефон – Интернет - мир». Ассоциативные переходы между понятиями Содержание Между двумя понятиями можно найти несколько ассоциативных переходов любой длины, от 5 до 50 шагов. Чем более развито у человека воображение, тем более дальний ассоциативный переход он может найти. Кровать будильник мобильный телефон Интернет мир

Допустим, другой ассоциативный переход от понятия «огонь» к понятию «заяц», которые весьма отдалены, может иметь вид: «огонь-тепло- печка- лес- заяц». Ассоциативные переходы между понятиями СодержаниеОгонь тепло печка заяц лес

переходов между двумя утверждениями Другое эффективное упражнение по развитию ассоциативного мышления – установле- ние ассоциативных переходов между двумя утверждениями, совершенно независи- мыми или противоположными. Например, надо найти ассоциативный переход между утверждениями: «Когда гремит гром...» и «у вас отрывается ручка от портфеля». Ассоциативные переходы между несвязанными утверждениями Содержание ПЕРЕХОД ПЕРЕХОД: «Когда гремит гром, все понимают, что скоро пойдет дождь – пойдет дождь, нужно быстрее добраться домой – быстрее добраться можно на автобусе – все бегут на автобус, и вы тоже – у входа в автобус создается давка – в давке у вас отрывается ручка от портфеля».

II. Ассоциации и запоминание информации Метод ассоциаций особо удобен для запоминания логически не связанной информации. Например, руководителю надо запомнить большую и разнообразную информацию: имена сотрудников, указания вышестоящих организаций, статистические данные, термины. Если связать эту информацию с ассоциативными образами, её легко запомнить! Содержание

Метод звуковых ассоциаций (фонетических) Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. ЗАВТРАКРАК НА ЗАВТРАК РАКИ Например, слово ЗАВТРАК и созвучное ему слово РАК. Если эти слова соединить в одной фразе, получится НА ЗАВТРАК РАКИ. Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву А через рисунок. Содержание

Метод графических ассоциаций Детям с самого начала дают установку на «рисование глазами» - учат видеть буквы в окружающих предметах. Детям предлагается сделать рисунок, обозначающий само словарное слово и обыграть в нём запоминаемую букву. Содержание

Комбинированный метод МАЙОНЕЗ МАЙКА. МАЙКА ИСПАЧКАНА МАЙОНЕЗОМ + О. Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно. Например, для слова МАЙОНЕЗ подобрано созвучие к первому слогу – МАЙКА. А вторую непроверяемую букву легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: МАЙКА ИСПАЧКАНА МАЙОНЕЗОМ + О. Содержание

Метод ассоциаций написание орфограмм Примеры: на рисунке Ножи – можно разглядеть буквы Ж и И на рисунке Граната можно разглядеть букву O Метод ассоциаций используется также для запоминания информации о написании орфограмм. При этом орфограммы представляются ассоциативно, по аналогии с внешними предметами. Содержание