МБОУ «Дмитровская оош» Адаптация учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в соответствии с ФГОС
Адаптация, в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Понятие адаптации ребенка к школе связано с готовностью ребенка к новым условиям, выдвигаемым образовательной средой. Психологическая адаптация Социальная адаптация Физиологич еская адаптация
Состав класса
Качество знаний по русскому языку
Качество знаний по математике
«Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Средний уровень 1–33,3 % Внешняя мотивация ,3 % Низкая школьная мотивация 1 –33,3%
Я учусь, потому что:5 кл(3 чел.) 1Заставляют родители 1 2На уроке интересно 2 3 Хочу больше знать.2 4 Хочу потом хорошо работать 2 5 Чтобы доставлять радость родителям 3 6Не хочу отстать от товарищей 2 7 Чтобы не опозорить класс 1 8В наше время нельзя без образования 2 9Нравиться учитель 2 10 Другие причины ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКА
Новое в школьной жизни
В целом уровень воспитанности класса соответствует среднему уровню.
Проектная деятельность
Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
1. Учитывайте трудности адаптационного периода. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями. Рекомендуемый объем домашних заданий в V классе – 2,5 часа; 3. Следите за темпом урока высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим). 5. Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 6. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 7. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 8. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Рекомендации учителям-предметникам
10. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 11. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 12. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 13. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 14. Не допускайте педагогического манипулирования. 15. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. 16. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. 17. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 18. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д. Рекомендации учителям-предметникам
Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий: устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание; составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с «ловушками»); определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности; находить или создавать образцы для проверки работы; сопоставлять работу с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем; оценивать свою работу по этим критериям; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника); давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; отбирать задания для устранения допущенных ошибок; определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия); Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения
Рекомендации родителям учащихся 5-х классов 1. Главное абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме. 2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности. 3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей- предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт. 4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. 5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома. 6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. 7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками. 8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам. 9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью. 10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы. 11. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.