« Групповая работа на уроках русского языка в начальной школе» Подготовила: Залятдинова М.С.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Л.С.Выготский
Использование групповых форм работы позволяет решить следующие задачи: возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); возрастает сплочённость класса; учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Парная работа
Работа в группах 1 группа – составление кластера «Этапы технологического процесса групповой работы» 2 группа – написание синквейна «Групповая работа в начальной школе» З группа – приём «Продолжи»
Способы разделения на группы: По желанию Случайным образом По определённому признаку По выбору лидера По выбору педагога
«Заповеди» групповой работы: убедись, что в разговоре участвует каждый; говорить спокойно и ясно; говорить только по делу; не говорить всем сразу; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего. обращаться друг к другу по имени.
Распределение ролей в группе: Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы. чтец читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист –следит за временем
Виды групповой работы: «Мозговой штурм» Приём «Продолжи» «Охота за сокровищами» «Снежный ком» «Пазлы» Прием «Зигзаг» и другие.
Тест по теме «Правописание глаголов» 1. Отметь «х» все глаголы. в которых пропущена буква е. o держ.м o жале.м o друж.м o кода.шь o гон.м 2. Отметь «х» все слова, на конце которых ь пишется. o луч. o рисуешь. o шалаш. o бежишь. o камыш.
1. Отметь «х» все слова, в которых пропущен ь. o улыбаться o двигает.ся o удивлять.ся o нагибает.ся o радует.ся 1. Укажи глаголы II спряжения. o поют o жуют o кормят o крякают
Карточки-помощницы Правописание безударных окончаний глаголов. Спряжение – это изменение глагола по ___________ и ___________. Как определить спряжение глагола Если окончание ударное, то спряжение определить легко. Если окончание безударное, образуй _______________. Если в начальной форме глагол оканчивается на – ить (кроме глаголов _________, __________), то это глагол ______ спряжения. Если в начальной форме глагол не оканчивается на – ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол ______ спряжения. Спряжение глагола можно узнать по _____________, точнее по ______________ в окончании глаголов. Глаголы 1 спряжения имеют окончания с гласной _________: ______, ______, ______, ________, _______, а также ______ ( _______ ). Глаголы 2 спряжения имеют окончания с гласной _________: ______, ______, ______, ________, _______ и ______ ( _______ ). Правописание мягкого знака после шипящих. В форме 2-го лица единственного числа глаголы настоящего и будущего времени оканчиваются на _______________. В этой форме принято после шипящего употреблять _________________. Мягкий знак сохраняется и перед _______. Правописание – тся, - ться в глаголах. Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос _____________, ____________), на конце пишется – __________. Если глагол употреблён в форме 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопрос ___________________ ____________), на конце пишется – _________.
Лист самооценки: Знаю хорошо Иногда делаю ошибки Мне нужна помощь Лист самооценки
Проект по теме «Пословица – всем делам помощница» Цель: Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа План работы: Изучить сборники пословиц и поговорок Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2- лица единственного числа Записать пословицы и поговорки Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ Записать рассказ Оформить проект Представить проект в классе
Урок-семинар по «Сказке о царе Салтане…» (приём «Шесть шляп») БЕЛАЯ: группа находит в тексте только факты, без эмоциональной окраски ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты ЧЁРНАЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал ФИОЛЕТОВАЯ: творческая группа пытается разыграть понравившийся эпизод из сказки
Преимущества групповой формы работы Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся обратиться за помощью к учителю. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях 5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями. 6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
«Цель воспитания – научить детей обходиться без нас» Эрнест Легуве
Благодарю за внимание!