Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10» г. Горнозаводска проект составили: Попович Ольга Михайловна воспитатель 1 кв. категории Власова Надежда Ивановна воспитатель 2015 г
Актуальность. Образ Снегурочки напрямую связан с истоками нашей культуры. Сейчас все чаще мы обращаем свое внимание к истории своей родины. В связи с приближающимся новогодним праздником, возник вопрос, а что мы знаем о Снегурочке. Откуда Снегурочка приходит к нам каждый год на праздник, где ее родина, кто родители Снегурочки. Эта тема вызвала большой интерес у детей. Тип проекта. Познавательно-творческий. Сроки: Краткосрочный с 15 по 25 декабря. Участники : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, педагоги дополнительного образования.
Цель. Изучить художественный образ Снегурочки, историю ее происхождения. Задачи. Пробудить познавательный интерес детей к истории возникновения образа Снегурочки в русской культуре. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. К изучению истории костюма Снегурочки. Развивать кругозор детей через знакомство с образом Снегурочки в художественной литературе, живописи, музыкальном искусстве, в творчестве. Формировать у детей интерес к театрализованным представлениям.
Методы и приемы. Изучение литературы по теме (используя разные поисковые источники информации: книги, энциклопедии, справочники, видеофильмы, ресурсы Интернета), обработка информации. Анкетирование. Обработка полученных данных. Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей. Обсуждение результатов. Домашние задания. Сбор необходимых иллюстраций. Беседы-презентации. Ожидаемый результат. Подвести детей к пониманию, что образ Снегурочки собирательный, основан на традициях русской культуры. Продукт проектной деятельности. Создать альбом детских рисунков « Красавица Снегурочка». Театрализованное представление силами детей: сказка «Снегурочка». Новогодний праздник.
Подготовительный этап. Сбор материалов о происхождении Снегурочки. Приобрести художественную литературу- сказку « Снегурочка» разных авторов. Подобрать дидактические, настольные, подвижные, сюжетные игры по теме. Изготовить различные виды театра по сказке «Снегурочка». Подготовить аудиозаписи сказок, отрывки из оперы « Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова. Создать альбом с иллюстрациями по теме. Приобрести перчаточную куклу Снегурочку, черный «космический» чемоданчик с диском. Составить комплекс утренней зарядки по теме Снегурочка. Разработать сценарий детского конкурса « Снегурочка 2015». Оформление групповой комнаты, раздевалки по теме. Информировать и мотивировать родителей о предстоящем проекте.
Основной этап. Игровая ситуация: дети, придя в детский сад, видят на столе черный « космический» чемоданчик. В нем они обнаруживают диск – призыв о помощи спасти от космических пиратов Снегурочку. Снегурочку можно спасти, но при условии: Нужно: - Добыть и узнать информацию о происхождении образа Снегурочки: как появилась Снегурочка, какой костюм у Снегурочки, где живет Снегурочка, где Родина Снегурочки, кто родители Снегурочки. - Дети предполагают, где можно найти такую информацию. - Каждый день в этом же « космическом» чемоданчике дети находят предметы-подсказки.
« Снегурочка сказочная». Познакомить детей со сказкой в различных обработках, иллюстрированные различными художниками. Сравнение образов Снегурочки в описании разных авторов.( В.И.Даля, в обработке Афанасьева, русская народная сказка)
Просмотр мультфильма Снегурочка. Прослушивание аудиозаписи этих сказок.
« Снегурка Костромская». Рассматривание иллюстраций костюма Снегурочки. Создание наряда Снегурочки для разных времен года.
Рассматривание эскизов костюма Снегурочки, выполненные художником В.М.Васнецовым. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве трех великих художников : В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, М.А.Врубель. Рассматривание и обсуждение картин.
« Снегурочка в гостях у ребят». Экспериментирование со льдом и снегом.
Знакомство с поэтической пьесой Снегурочка А.Н. Островского (в кратком изложении) Прослушивание отрывков оперы о Снегурочке Н.А.Римского – Корсакова. Сопоставить художественные образы Снегурочки в литературе и музыке
Рассматривание иллюстраций терема Снегурочки – зимнее Шелыково Костромская область. С помощью аппликации, конструирования создать свой терем для Снегурочки. Познакомить с адресом проживания Снегурочки.
« Снегурка праздничная». Установить родство Снегурки с Дедом Морозом.
Театрализованные представления. Спектакль «Снегурочка» силами родителей, подшефных учащихся 4 класса, школы 3.
Заключительный этап. Итогом проекта стало обобщение результатов. Проведена огромная работа, где детям была дана возможность самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, и возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Дети смогли проявить себя, публично показать достигнутые результаты. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Если грамотно воспитывать, приучать детей стремиться к истокам нашей культуры (а образ Снегурочки уникален для русской культуры), у ребят это стремление останется и в будущем, они будут узнавать еще больше о своей Родине. Думаем, что проведенная работа внесла яркие, незабываемые нотки сопричастности к прекрасному, обогатила детей и нас, взрослых, новыми знаниями. Через знакомство с образом Снегурочки, дети познакомились с такими выдающимися людьми, как: художниками: Васнецовым, Врубелем, Рерихом. При прослушивании отрывков из оперы «Снегурочка» познакомились с композитором Н.А.Римским – Корсаковым, с прозаиком А.Н.Островским через чтение отрывков пьесы «Снегурочка». Хотя это знакомство было «касанием» к их творчеству, но может быть, дети в будущем захотят еще глубже узнать, почувствовать и оценить прекрасное, еще больше узнать о творчестве таких замечательных людей. А сейчас дети научились выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе. Это еще один шаг в воспитании эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости детей. Хочется особо отметить и участие родителей в проекте. Родители были не только источниками информации, реальной поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Родителями был показан для детей кукольный спектакль «Снегурочка».