Федосова Анастасия Андреевна воспитатель д/с 115 Prezentacii.com
В рамках подготовки к пед.совету
Школа общения (из опыта) «Эстетическое воспитание дошкольников»
Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребёнка. В дошкольных учреждениях педагог, осуществляя эстетическое воспитание, решает важные задачи: Приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное и театральное искусство, архитектура и др.),как классическим, так и народным,через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети. Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей творчества и способностей. Создание эстетической развивающей среды.
Эстетическое воспитание может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах: Тесная связь с искусством. Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий основанных на выявление оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка.
Интегративные качества « Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» образовательная область «Художественное творчество» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют, а из глины можно лепить.
К концу года дети должны в рисовании Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; знать цвета(красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Уметь правильно держать карандаш, фломастер, кисть; правильно пользоваться ими при рисовании; рисуя, придерживать лист бумаги рукой; радоваться своим рисункам и рисункам других детей, называть, что на этих рисунках нарисовано. В лепке Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая. Уметь раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу; используя названные приёмы, изображать в лепке разнообразные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, а также объектов природы (растения, животные). Формировать интерес к знаниям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Знакомить с формой предметов, их величиной, строением, цветом. Включать в процесс знакомства движения обеих рук по предмету, обхватывание предмета руками. Учить видеть красоту основной формы и ее частей, а также цвета. Учить видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские, матрешки), одежде самих детей. Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (книжные иллюстрации, росписи народных промыслов, предмета быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.
К концу года дети должны в рисовании Знать и называть материалы, которыми дети рисуют; цвета, заданные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка). Уметь создавать изображения, как отдельных предметов, так и простых по композиции и незамысловатых по содержанию сюжетов; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками. В лепке знать свойства пластических материалов (глина, пластилин, пластическая масса):мягкие, из них можно лепить разные предметы. Уметь отламывать от большого комка глины небольшие кусочки, раскатывать глину прямыми и круговыми движениями ладоней, лепить различные предметы, состоящие из одной-трёх частей, используя разнообразные приемы лепки. В аппликации уметь создавать изображения предметов из готовых фигур, украшать бумагу разной формы, подбирать цвета, соответствующие предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, декоративное народное искусство, скульптура малых форм). Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Подводить к оценке созданных детьми изображений в рисунках, лепке и аппликации, учить выделять выразительное решение изображения, проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Продолжать развивать эстетическое восприятие, формировать Эстетические представления, воображение, художественно- творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в. т. ч. с помощью руки.
К концу года дети должны В рисовании уметь изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов В лепке уметь создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать всё многообразие усвоенных ранее приемов. В аппликации уметь правильно держать ножницы и резать ими аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей, подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию; составлять узоры из растительных и геометрических фигур.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, что во многом определяется успешностью овладения ею. Обогащать сенсорный опыт детей, закреплять знание основных форм предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, употребление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности у детей. Развивать эстетические чувства: чувство формы, цвета, пропорций, формировать художественный вкус. Знакомить с другими видами прикладного декоративного искусства(фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм),учить выделять их выразительные средства.
К концу года дети должны В рисовании уметь создавать изображения предметов (по представлению, с натуры);сюжетные изображения(на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений),используя разнообразные композиционные решения; выполнять узоры по мотивам народного и декоративного искусства; используя разнообразные приемы и элементы создания узора, подбирая цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. В лепке уметь лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы; создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; создавать изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации уметь изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами обследование их движениями рук. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественной деятельности. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, расширять художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжель, Хохлома, мезенская роспись).
К концу года дети должны в рисовании Уметь создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы; использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения. В лепке уметь лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух, трех и более предметов; выполнять декоративные композиции способами наклепа и рельефа; расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации уметь создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать с их помощью сюжетные и декоративные композиции.
Спасибо за внимание