МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 10 «АЛЕНУШКА»» УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ ТИПОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ Воспитатель: Н.А. Казинникова
Актуальность темы Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Научность подхода Одними из авторов методологической основы гендерного подхода – гендерной типологии, являются: - В.Д. Еремеева, - С.В. Железнова, - И.Г. Малкина – Пых.
Цель : Цель : углубление знаний педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ. Задачи: Задачи: 1. Создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола; 2. ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой; 3. учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола.
Гендерная типология: - Маскулинный гендерный тип; - Феминный гендерный тип; - Андрогинный гендерный тип; - Недифференцированный гендерный тип.
Маскулинный гендерный тип - Ориентирован на авторитет силы и независимость поведения; - имеет высокие индивидуальные достижения; - отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении; - нетерпим к возражениям; - предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера; - воспроизводит независимо соревновательный стиль поведения; - взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер (отношение к власти и силе).
Феминный гендерный тип - Предпочитает зависимое, подчиненное поведение; - отличается осторожностью; - не любит проявлять инициативу и самостоятельность; - сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики); - нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей; - в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; - у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.
Андрогинный гендерный тип - Свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм; - способен реально осмысливать и оценивать ситуации; - способен самостоятельно преодолевать трудности; - значительно социально активен и контактен; - умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола; - обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь); - настойчив; - самостоятелен; - имеет высокий уровень достижений.
Недифференцированный гендерный тип - Отвергает и мужской, и женский стиль поведения; - не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения; - пассивен; - обладает низкими реальными достижениями; - сознательно избегает контактов; - в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.
С точки зрения гендерной типологии не существует «плохих» или «хороших» типов. Дело в другом: дети каждого гендерного типа для успешного развития и реализации личностных черт требуют индивидуального подхода.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДЕТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ ПЕДАГОГ СМОЖЕТ: - Видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним; - Учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп; - Дифференцировать раздаточный материал по интересам; - Опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей; - Опираться на высокую речевую способность феминных детей; - Давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции.
Для МАСКУЛИННОЙ группы: - игровой материал должен иметь немного агрессивный вид и сложную конструкцию и способствовать развитию пространственных ориентаций; - эти дети поймут и запомнят, если проявят способность выявлять и реализовывать все свойства предмета (игрушки). По сути, этой потребностью искать дополнительные возможности предмета объясняется частая ломка игрушек данной категории детей.
Для ФЕМИННОЙ группы: - следует подбирать эмоциональный, создающий условия для использования имен прилагательных, привлекательный и яркий материал; - а игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки». Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.
АНДРОГИННАЯ группа: - справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр; - такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать обучающие задачи в любой деятельности.
Для детей НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ группы: - нужны потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения; - такие дети нуждаются в дополнительных условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности, т.е. осознания себя как представителя определенного пола.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо: - Знать гендерный состав группы детей; - Ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам; - Учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола; - Выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой; - Ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой; - Обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта; - Создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола; - Знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения; - Учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Дети – цветы жизни!
1. Если представится случай, люблю играть первую скрипку в обществе. 2. В трудном или спорном положении жду поддержки у самого близкого человека. 3. В любом деле умею с легкостью принимать решения. 4. Отличаюсь впечатлительностью, во мне легко вызвать сострадание. 5. Умею постоять за свой авторитет. 6. Забочусь о своей внешности, и это доставляет мне удовольствие. 7. Обычно стараюсь приспособиться к обстоятельствам, а не действовать по первому побуждению. 8. Иногда кокетничаю с представителями противоположного пола. 9. Обладаю большой психической силой и независимостью в действиях. 10. Всегда ношу с собой зеркальце. 11. Умею не только долго помнить обиду, но и отплатить той же монетой. 12. Не отличаюсь выдержкой и не умею оставаться хладнокровным в любом положении. 13. Считаю, что любовь это сокровенное переживание, не нуждающееся в непременном внешнем проявлении. 14. Я романтичен. 15. Мой характер схож с характером моего отца. Подсчет результатов: за каждое «да» на нечетные вопросы и «нет» на четные вы получаете по 10 очков. За каждый вопросительный знак 5 очков.