ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПО ФГОС. Учитель географии МКОУ Нащёкинской СОШ Соловьёва Оксана Анатольевна I квалификационная категория Стаж работы – 17 лет
«В ОБУЧЕНИИ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ, ЧЕМ СООБЩИТЬ ЕМУ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЗНАНИЯ.» Л.С. В ЫГОТСКИЙ
Г ЕОГРАФИЯ – ДРЕВНЕЙШАЯ НАУКА И УНИКАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ, РАСШИРЯЮЩИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ, ИХ ПОЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Основные виды учебной деятельности ученика на уроках географии: - умение составлять характеристику какой- либо местности или области, - объяснять, сравнивать, систематизировать, - выявлять зависимость, анализировать
У РОКИ ГЕОГРАФИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЮТ : - формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, - умение работать с документами и картами, с понятиями, - проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам - активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально – ценностное отношение к миру.
У ЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК РАСТУТ ВМЕСТЕ … Направления и проблемы : Использование краеведческого материала Активные методы и приёмы обучения Игровые элементы на уроке Современные технологии в учебно- воспитательном процессе Творческие отчёты учащихся
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Свобода выбора. Принцип открытости.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ : решение проблем посредством создания благоприятной информационно- развивающей среды, способной снизить нагрузки, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для полноценного обучения и воспитания учащихся.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Ц ЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : Формировать у обучающегося критическое мышление, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
З АДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : - выделять причинно- следственные связи; - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; - понимать, как различные части информации связаны между собой; - делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; - определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; - подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; - отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Условия для развития мышления в традиционной системе обучения. Условия для развития мышления в развивающем обучении 1. Шаблоны построения, однообразие 1. Различные виды творческой деятельности. 2. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижения высоких уровней усвоения перекладывается на домашнее задание 2. Обеспечивает мышление на более высоком уровне, усваивается не только учебная информация, но и развиваются психологические качества личности учащихся. 3. Учащиеся изолируются от общения друг с другом. 3. Учащиеся работают кооперативно с другими. 4. Отсутствие самостоятельности. 4. Самостоятельные добывания знаний через поисковые стратегии. 5. Пассивность или видимость активности учащихся. 5.Динамичность, активность в процессе познания. 6. Слабая речевая деятельность, ориентированная на репродуктивное воспроизведение материала. 6. Умение логически мыслить, аргументировать, аналитически дискутировать. 7. Отсутствие индивидуального обучения, усредненный подход. 7. Создание учащимися собственных образовательных продуктов, систематизация полученных результатов, их объединения в коллективный продукт.
О СНОВА ТЕХНОЛОГИИ – ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА : Вызов: 1 цель – вызвать имеющиеся знания; 2 цель мотивировать учащихся; 3 цель – повысить активность. На стадии вызова использую следующие методические приемы: -корзина идей -кластеры -таблицы
О СНОВА ТЕХНОЛОГИИ – ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА : Осмысление: 1 цель – получение новых знаний; 2 цель – осмысление новых знаний; 3 цель – соотношение с тем, что знали. На стадии осмысления содержания идет активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: -чтение текста методом инсерт -чтение с остановками -таблицы вопросов
О СНОВА ТЕХНОЛОГИИ – ТРЕХФАЗОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА : Рефлексия: 1 цель – обобщение; 2 цель – присвоение знаний; 3 цель – формирование собственного отношения. На стадии размышления можно использовать - парную мозговую атаку - создание синквейна - мини-сочинение
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1. «Климат нашей местности»
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2. «Течёт река Берёзовка»
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3. «Огород на подоконнике»
П РОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 4. «Животные нашего края»
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - победа во всероссийской олимпиаде по географии, -увеличение интереса к предмету, -участие в географических викторинах, дискуссиях, предметной неделе, - повысилась успеваемость по предмету.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИВЕЛА К СЛЕДУЮЩИМ РЕЗУЛЬТАТАМ : Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, Понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !