Способы словообразования
Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы словообразования, рассмотреть словообразовательный разбор и его отличие от морфемного разбора, ознакомиться с понятием словообразовательного ряда. Задачи урока: изучить основные способы словообразования, рассмотреть словообразовательный разбор и его отличие от морфемного разбора, ознакомиться с понятием словообразовательного ряда. Цель и задачи урока
Суффиксальный способ Это способ, при котором слово образуется с помощью суффикса, присоединяемого к основе слова. Это способ, при котором слово образуется с помощью суффикса, присоединяемого к основе слова.
Приставочный способ Это способ, при котором новое слово образуется с помощью приставки. Это способ, при котором новое слово образуется с помощью приставки.
Приставочно-суффиксальный способ Это способ словообразования, при котором для образования нового слова используются одновременно приставка и суффикс. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предлогами. Бывшие предлоги становятся приставками. Это способ словообразования, при котором для образования нового слова используются одновременно приставка и суффикс. В этом случае слова возникают на базе сочетаний существительных с предлогами. Бывшие предлоги становятся приставками.
Бессуффиксный способ Это образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Это образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов.
Сложение Сложение Выделяют следующие виды сложения: Сложение слов Сложение слов Сложение слов Сложение слов Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е Сложение сокращённых основ Сложение сокращённых основ Сложение сокращённых основ Сложение сокращённых основ
Сложение слов Сложение слов При этом способе словообразования целые слова складываются в одно, например: При этом способе словообразования целые слова складываются в одно, например: школа-интернат школа-интернат диван-кровать диван-кровать кресло-качалка кресло-качалка Вернуться к видам сложения Вернуться к видам сложения
Сложение основ слов с помощью соединительных гласных О и Е При этом типе словообразования складываются основы слов, а между ними помещается гласная О или Е. При этом типе словообразования складываются основы слов, а между ними помещается гласная О или Е. Например: Например: лесостепь лесостепь луноход луноход пешеход пешеход Вернуться к видам сложения Вернуться к видам сложения
Сложение сокращённых основ Сложение начальных букв слов (МГУ – Московский государственный университет, вуз – высшее учебное заведение) Сложение начальных букв слов (МГУ – Московский государственный университет, вуз – высшее учебное заведение) Сложение начальных звуков слов (колхоз – коллективное хозяйство) Сложение начальных звуков слов (колхоз – коллективное хозяйство) Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, полдыни, пол-арбуза). Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, полдыни, пол-арбуза). Слова, образованные этим способом, называются сложносокращёнными. Слова, образованные этим способом, называются сложносокращёнными. Вернуться к видам сложения Вернуться к видам сложения Перейти к следующему слайду Перейти к следующему слайду
Переход из одной части речи в другую Слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую. Например, слова мороженое и заведующий раньше относили к причастиям, а сейчас это существительные. Слова могут образовываться путём перехода из одной части речи в другую. Например, слова мороженое и заведующий раньше относили к причастиям, а сейчас это существительные.
Словообразовательные гнёзда При словообразовании образуются гнёзда родственных слов, которые можно расположить с учётом последовательности их образования. При словообразовании образуются гнёзда родственных слов, которые можно расположить с учётом последовательности их образования.
Словообразовательный ряд Группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования, составляет словообразовательный ряд. Группа однокоренных слов, которые расположены с учётом последовательности их образования, составляет словообразовательный ряд. Одно и то же слово может иметь несколько словообразовательных рядов. Одно и то же слово может иметь несколько словообразовательных рядов.
Составить и записать словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Выполнить словообразовательный разбор слов. Составить и записать словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов друг от друга. Выполнить словообразовательный разбор слов. Вред, вредный, вредность
Ответ
Домашнее задание Составить словообразовательную цепочку из 5 слов; Составить словообразовательную цепочку из 5 слов; привести на каждый вид словообразования пример. привести на каждый вид словообразования пример.