ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Подготовила: Левкович Жанна Иосифовна педагог-психолог ГУО «Гравжишковский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-базовая школа».
Ведущий вид деятельности Значимый человек
*физиологическом; * психологическом; * социальном.
Ваш ребенок в определенный момент начал реагировать на все, что его окружает, гораздо ярче и болезненнее, чем раньше? Ваши попытки проконтролировать, чем он занят в течение дня, воспринимаются в штыки? Ваши советы, как поступить в той или иной ситуации, уже не просто не принимают в расчет, но даже не слушают? Комната ребенка превратилась в галерею из плакатов и постеров? В динамиках музыкального центра слышится совершенной ненормальная с вашей точки зрения музыка? Все личные вещи стали неприкосновенной собственностью? А гардероб поражает своей несуразностью и буйством красок? Это только самый общий список проблем, с которым сталкиваются родители в момент, когда дети вступают в переходный возраст и становятся подростками.
Подростковый возраст стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
В переходный период подросток, не успев стать взрослым, теряет преимущества, которые имеют дети. У подростка возникает потребность в независимости и необходимости самостоятельного принятия решений.
строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
чрезмерное послушание; возврат к детским интересам и формам поведения; зависимость от взрослых; несамостоятельность; инфантильность в суждениях и поступках; подчинение мнению большинства; стремление быть «как все».
Высокая потребность в общении Социально-ориентированное общение Эмоциональная неустойчивость Чувствительность к оценке посторонних Чувство взрослости
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям.
В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна и агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций. Достаточно эффективным в этом случае будет совместный анализ поступков ребенка.
Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается) Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости
В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»
Подростковая группа - своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение.
Важно: влияние группы тем больше, чем неблагополучной у подростка отношения с родителями.
В это время может проявиться потребительское отношение к взрослым. С одной стороны подросток хочет проверить равенство своих прав с правами взрослых, с другой, очень часто подросток воюет с родителями прежде всего за расширение своих прав, в то время как круг своих обязанностей стремится сузить.
В данном случае необходимо четко оговаривать с ребенком круг его прав и обязанностей в вашей семье. Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать подростку выполнять эти требования (ребенок должен чувствовать безопасность).
Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей
Помощь родителей Выделять позитивные качества, а не только негативные Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что «эталоны» взрослые тоже ошибаются Оказывать эмоциональную поддержку
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки могут этого не осознавать. Зачастую дети ориентируются на профессии родственников. С одной стороны семейная традиция может ограничивать выбор, с другой – стороны через профессию родителей у детей есть возможность познакомиться с тонкостями той или иной профессии
Если ваш ребенок еще не определился с выбором профессии, а также не определился с выбором учебного заведения, важно помочь ему в этом.
Выполнить домашнее задание 30% Пообщаться с друзьями 70% Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой 60% Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями 40% Почитать книгу, поухаживать за животными 10% Послушать музыку, сходить на дискотеку 90% Пойти с родителями в гости 50% Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой 50% Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение 70% Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый 30%
Важно помнить, что самое главное для подростков как бы они не стремились к самостоятельности – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути взросления и самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который в трудную минуту поддержит и поможет.
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей... Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг. Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, совершить покупки, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.
ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС В лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем- то поделиться. Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет
НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание. Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.
ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?» Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.
ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМ Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Детям трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету... Чего делать нельзя: быть ханжами, строить из себя людей без недостатков. Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.
Любовь со знаком умножения