Что такое ФГОС? Что такое стандарт? И почему его называют «Стандарт нового поколения?. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Старший воспитатель МДОУ 1 Демина Елена Владимировна
Стандарт дошкольного образования – это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования Это означает, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и присмотре, но и в воспитании, и в обучении и в развитии.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка…
Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач: 1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
При выполнении этих целей и решении поставленных задач: во – первых, дошкольное образовательное учреждение из «камеры хранения» реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию питания и режима дня; во – вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования; в третьих, плата с родителей взимается за присмотр и уход. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Стандарт включает в себя требования к: 1. Структуре Программы и ее объему. 2. Условиям реализации Программы. 3. Результатам освоения Программы.
Разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ Реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ ДОУ может разрабатывать и реализовывать различные ООП с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогические условия кадровые условия материально-технические условия финансовые условия развивающая предметно- пространственная среда
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ уважение взрослых к человеческому достоинству детей использование форм и методов работы с детьми, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями учет интересов и возможностей каждого ребенка поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу поддержка разумной инициативы и самостоятельности детей возможность выбора детьми материалов, видов активности, партнеров по деятельности защита детей от всех форм физического и психического насилия
Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -содержательная насыщенность -трансформируемость - полифункциональность -вариативность -доступность -безопасность
Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП санитарно-эпидемиологические правила и нормативы требования к пожарной безопасности требования к средствам обучения и воспитания оснащенность помещений ППРС материально-техническое обеспечение программы
Требования к финансовым условиям реализации Программы Финансирование должно быть не ниже нормативов, предусмотренных органами государственной власти субъекта РФ( областной бюджет) -расходы на оплату труда -расходы на средства обучения и воспитания (учебные пособия, дидактические аудио и видео материалы, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное оборудование, услуги связи в частности Интернет)
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. А именно: -инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности; -любознательность; -способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности; -развитое воображение, способность к фантазии, творчеству; -умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; -развитая крупная и мелкая моторика; -способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Никакой итоговой аттестации нет - это норма закона. При этом 2 раза в год проводятся мониторинговые исследования на разных этапах, фиксируется уровень развития ребенка, чтобы педагоги и родители понимали над чем работать дальше.
Дошкольное образование обязательно должно соответствовать заявленным в ФГОС принципам: ПОДДЕРЖКА РАЗНООБРАЗИЯ ДЕТСТВА;СОЗРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ И САМОЦЕННОСТИ ДЕТСТВА КАК ВАЖНОГО ЭТАПА В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ (РОДИТЕЛЕЙ), ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВДЕТСКОГО САДА И ДЕТЕЙ УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ФОРМАХ, СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДАННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ФОРМЕ ИГРЫ
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. О чень важно, программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с программами начального образования, чего не было ранее.