ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Б.Вежев, ПДО, ВКК Нижний Тагил 2015
По данным НИИ педиатрии 30-35% детей в возрасте 6-7 лет имеют хронические заболевания. За годы обучения 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и ОДА, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.
80% девушек-выпускниц имеют хронические заболевания, влияющие на репродуктивный потенциал. Среди факторов, формирующих здоровье, доля педагогических факторов, составляет 20% Уровень здоровья обучающихся в лицеях и гимназиях ниже, чем у обучающихся в обычных школах.
Согласно «Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на годы» к занятиям физической культурой и спортом должно быть привлечено до 80% учащихся.
С сентября 2014 года, Президентом РФ, введён комплекс ГТО Цель комплекса «… создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» Комплекс ГТО – программная и нормативная основа физического воспитания населения.
Это обязывает ФСО и основное образование использовать эффективные формы и средства для решения задач в сфере физического воспитания: педагогические ресурсы интеграции основного, ДО и ФСО.
ФЗ «О физической культуре и спорте» Статья 32. Подготовка спортивного резерва Первый этап спортивной подготовки - спортивно- оздоровительный этап. Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в … физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Внеурочная работа расширяет диапазон средств воспитания обучающегося в сфере спорта на спортивно-оздоровительном этапе. Реализация внеурочной деятельности не требует дополнительного финансирования («внеурочка» финансируется в рамках основного образования). Интеграция усилий основного образования, ДО и ФСО значительно расширит базу для подготовки спортивной смены – увеличит контингент занимающихся массовым спортом, осуществит первичную спортивную специализацию.
Школа Урочная работа Внеурочная работа Дополнительное образование Спортивные организации Организации дополнительного образования Сетевая интеграция Разовые мероприятия Модель интеграции основного и дополнительного образования
Уровни реализации индивидуализации обучения (ИО): федеральный – законодательные акты в области образования, спорта; региональный – учёт специфики местных обычаев и потребностей; школьный – учёт потребностей обучающихся данной школы, наличия специалистов и материальных условий; преподавательской – выбор содержания ИО конкретного контингента, с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося; обучающегося – выбор индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Компоненты ИОМ: целевой (формулируется на основе ФГОС, физкультурно-спортивных нормативов, мотивов и потребностей обучающегося); содержательный (учебный материал); технологический (технологии обучения); диагностический (диагностик результатов); организационный (условия реализации целей); результативный (ожидаемые результаты).
Внеурочная работа Ресурсы ФСО, ДО Программы занятий и комплексы упражнений различной сложности Нормативы физической подготовленности Медицинские показания Материально - техническое обеспечение Запросы родителей ФГОС по ФК, предметная программа Интересы обучающегося, уровень физической подготовленности. Самостоятельный выбор маршрута Диагностика развития личности Диагностика физической подготовленности Результаты Личностные : личностное самоопределение, мотивация и реализация ЗОЖ и занятий ФК и С, развитие межличностных отношений, потребность в физическом самосовершенствовании, неприятие вредных привычек Метапредметные : самостоятельное планирование и реализация занятий ФКиС, построение ИОМ, рефлексия, самоконтроль Предметные : выполнение нормативов ГТО, повышение функциональных возможностей систем организма. Гимнастика Легкая атлетика Лыжная подготовка Атлетизм Спорт-игры ЛФК Модель проектирования и реализации ИОМ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ