ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1. Классификация игровых приемов обучения иностранному языку. 2. Технология проведения учебной игры на уроке иностранного языка.
Одной из форм практической реализации нестандартных уроков в учебном процессе явилось игровое обучение. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях -в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы, - как элемент какого-то другого метода, - в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, тренировки, контроля), - при организации внеклассного мероприятия.
Игры являются мостиком между учебными и реальными речевыми ситуациями, обеспечивая условия для естественного иноязычного общения. Особенностью игрового метода является то, что в игре все участники равны. Слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность часто оказываются более важными, чем ЗН по предмету. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания дает возможность ученику свободно употреблять в речи иноязычную лексику и грамматические структуры, снижается боязнь ошибок, незаметно усваивается яз. материал.
Игровой метода способствует выполнению задач: - создание психологической готовности учащихся к общению, - обеспечение многократного повторения учащимися языкового материала, - тренировку в выборе нужного речевого варианта, (подготовка к ситуативной спонтанной речи). В метод. литературе есть разные классификации игровых приемов. По виду деятельности выделяют: - физические (двигательные), - трудовые, - психологические, - интеллектуальные (умственные), - социальные игры.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: -обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; -познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методики игры можно разделить на - предметные - ролевые - имитационные - сюжетные - деловые - игры- драматизации. Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают - игры с предметами и без предметов, - настольно-комнатные, - на местности, - компьютерные и с ТСО.
Место игры на уроке зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, ей можно отвести минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, если имеют языковую задачу. Все они способствуют формированию речевых НВ.
Технология учебной игры. Учебная игра – это речевая деятельность, характеризующаяся наличием единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, правилами, распределением ролевых заданий, игровыми действиями как средством реализации этих ролей, подготовкой необходимого реквизита и размещением участников в классе, регулированием хода игры ведущим, подведением итогов игры. Технология учебной игры состоит из следующих этапов:
I. Этап подготовки. 1. Определение коммуникативной ситуации для ролевой игры. 2. Разработка сценария. Определение объема и характера яз. материала, который будет активизирован в ходе учебной игры. 3. Выбор типа и вида игры, соответствующего коммуникативной ситуации. - Ролевая игра этикетного содержания ( В гостях. Правила дорожного движения и др.) - Сюжетная игра сказочного содержания ( Теремок. Письмо Карлсону и др.)
- Сюжетная игра бытового содержания ( Визит к врачу. В бюро путешествий и экскурсий.) - Имитационная игра познавательного содержания ( Заседание клуба путешественников. Экскурсия по театру Шекспировских времен и др.) - Деловая игра ( Проект школы будущего. Научно-техническая ярмарка и др.) 4. Распределение ролей с учетом социально- психологических характеристик учащихся ( статус в классе, интересы, характер межличностных отношений) и уровня языковой подготовки. 5. Подготовка реквизита и ролевых карточек, с описанием ролевой ситуации каждого персонажа, при необходимости – конкретный языковой и речевой материал, либо схема речевого поведения.
II.Игровой этап. 6. Ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка цели и задач учебной игры, обоснование проблемы и ситуации общения. 7. Изучение учащимися ролевых заданий. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения. 8. Разыгрывание учащимися ролевой ситуации с учетом различных форм взаимодействия учащихся ( общение в парах, малых группах и коллективное взаимодействие ).
III. Этап анализа и обобщения. 9. Подведение итогов учебной игры и ее оценка - Успешно ли прошла игра. Успешность ролевого поведения в речевом и неречевом планах. - Достаточной ли была подготовка к игре. - Кто не участвовал в игре и почему. - Анализ типичных языковых ошибок. -Выводы, обобщения, рекомендации. Учебные игры строятся на принципах: - коллективной работы, - практической полезности, - соревновательности,
-максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках игры. В процессе игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речевые умения, речевой этикет, умение общаться друг с другом.