Пуртова Г. А. Лабораторный практикум по биологии 5 класс
Содержание практикума Лабораторная работа 1 « Изучение строения увеличительных приборов » Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 2 « Знакомство с клетками растений » Лабораторная работа 2 Лабораторная работа 3 « Определение состава семян » Лабораторная работа 3 Лабораторная работа 4 « Знакомство с внешним строением растения » Лабораторная работа 4 Лабораторная работа 5 « Наблюдение за передвижением животных » Лабораторная работа 5 2
Лабораторная работа 1 Тема : « Изучение строения увеличительных приборов » Цель : изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами. Оборудование : лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии. 3
Ход работы Задание 1 1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение. 2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза. 3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти ? 4
Устройство ручной лупы оправа увеличительное стекло ручка 5
Мякоть арбуза под лупой 6
Задание 2 1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом ( с. 18 учебника ). 2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом. 3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов. 7
окуляр штатив винт тубус объектив предметный столик подсветка Устройство микроскопа 8
Лист камелии под микроскопом 9
10 Задание 3 1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива. 2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа. Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение
Лабораторная работа 2 Тема : « Знакомство с клетками растений » Цель : изучить строение растительной клетки. Оборудование : микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии. 11
Ход работы Задание 1 1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука ( инструкция на с. 23 учебника ) 2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом. 3. Зарисуйте клетки кожицы лука 4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом ? 12
13 Приготовление микропрепарата кожицы лука
Кожица лука под микроскопом 14
Рисунок кожицы лука под микроскопом 1. Клеточная стенка 2. Цитоплазма 3. Вакуоли 4. Ядро 15
16 Задание 2 Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
17 Лабораторная работа 3 Тема : « Определение состава семян » Цель : изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав. Оборудование : стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
18 Ход работы Задание 1 1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек ( А ). Промойте тесто в стакане с водой ( Б ). 2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок. 3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода ( В ). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
19 4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика ( Г ). Что появилось на бумаге ? 5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
20 Обнаружение веществ в составе семян
21 Задание 2 Заполните таблицу « Значение органических веществ в клетке », используя для этого текст « Роль органических веществ в клетке » на с. 27 учебника.
Лабораторная работа 4 Тема : « Знакомство с внешним строением растения » Цель : изучить внешнее строение цветкового растения. Оборудование : лупа ручная, гербарий цветковых растений. 22
Ход работы Задание 1 1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения ( василёк луговой ). Найдите части цветкового растения : корень, стебель, листья, цветки. 2. Зарисуйте схему строения цветкового растения. 3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения ? 23
Строение цветкового растения 24
Рисунок строения цветкового растения ( василёк луговой ) лист корень цветок стебель 25
26 Задание 2 Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы есть у этих растений ? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным ?
Лабораторная работа 5 Тема : « Наблюдение за передвижением животных » Цель : познакомиться со способами движения животных. Оборудование : микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой ; культура инфузорий. 27
Ход работы Задание 1 1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий ( с. 56 учебника ). 2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения. 28
Инфузории под микроскопом 29
30 Задание 2 1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий. 2. Сделайте вывод о значении движения для животных